Back to top

Строка, ведущая в бой

Лирика Александра Смердова мне интересна по многим причинам. Привлекает, прежде всего, то, что это сибирский поэт, фронтовик. Я сама пробую писать и стихи, и прозу, поэтому меня заинтересовало его творчество, вернее, романтическое звучание многих произведений. 70-летие Великой Победы побудило пристальнее вглядеться в литературное наследие Сибири, в котором нашла отражение трагическая эпоха того далекого от нас, нынешних, легендарного времени.

Великая Отечественная война наложила свой отпечаток не только на биографию Смердова, но также оставила значимый след в его творчестве. Став военным корреспондентом, он пишет не только журналистские материалы, но и поэтические письма с передовой, где глубоко личные переживания становятся источником душевной силы и оптимизма для читателей на фронте и в тылу.

Мое внимание привлекла поэма «Пушкинские горы», которая была опубликована в 1946 году. На мой взгляд, она явилась крупным достижением сибирского поэта. «Пушкинские Горы» – трагедийное повествование о любви к родине, о подвиге поэта-воина, спасшего святыню русского народа – могилу Пушкина. Сам автор утверждал, что его же поэма посвящена «Пушкину, войне, русской солдатской отваге и беззаветности во имя жизни и любви».

В основу сюжета легла героическая смерть друга автора Бориса Богаткова. Он так же, как и Смердов, являлся поэтом и был близко знаком с ним. Богатков погиб в сражении за Гнездиловские высоты под городом Ельня, подняв целый батальон в бой под собственную песню о гвардейцах. Именно он послужил прообразом Сергея Снежкова – главного героя поэмы.

Повествование начинается с того, как освободительные русские войска движутся по «следу врага». Дойдя до Михайловского, они узнают о том, что святые для каждого русского человека места занял враг. Всё изрыто окопами, окружено дотами. Но командование даёт четкий приказ, которому непоколебимо будут следовать до самого конца: «ни один снаряд на Пушкинские горы не падёт». Но зловещая новость противоречит твёрдому решению – враг заминировал могилу Пушкина и готовится ее взорвать. Это резкое противопоставление и становится внутренним двигателем художественного развития. В этом непримиримом столкновении двух враждебных миров русский человек сражается не только за свободу и независимость своего народа, но и за духовные ценности, нравственные идеалы. Ведь Александр Сергеевич Пушкин – это не просто поэт, он – душа нации. Пушкин столько писал о народе, воспевал могучий русский дух, восхвалял русскую землю! И теперь враг, коварный и грубый, разрывая взрывами грудь русской земли, втаптывая невинных людей в грязь в своём неутомимом кровожадном марше, собрался посягнуть на святое место, на духовный идеал всей России.

Тема патриотизма имеет лидирующую позицию в поэме. Каждый эпизод, каждая строка, посвящённая Великой Отечественной войне, дышат высокой любовью, истинным патриотизмом. Всего в поэме 22 эпизода, посвящённых целиком описанию фронтовых будней, страданий, скорби, её страшных последствий, но вместе с тем неисчерпаемой отваги солдат и стойкости русского духа. Когда освободительные войска доходят до рек Сороть, Льста, читателю открывается вид на Тригорское. На места сокровенные, святые для каждого русского человека. Описание Михайловского занимает в поэме 6 объёмных эпизодов, в которых не раз подчёркивается вся ценность этих мест, уважение русского человека к ним.

Говоря о Тригорском и Михайловском и о тех сокровенных идеалах, которые сохранены здесь, просто нельзя не сказать об Александре Сергеевиче Пушкине. В 10 эпизодах Смердов смог создать живой образ величайшего поэта. И солдаты тоже словно узрели его среди этих мест. Он был рядом с ними, боевой товарищ, вселяющий своим чудесным талантом безграничное уважение. Именно Пушкин в своих проникновенных стихах показал солдатам Россию в «стоцветной россыпи», в многогранном сиянии доблести, нежности, силы и мудрости. Именно поэзия Пушкина воспела перед боем всё величие и красоту Отчизны, и его пылающие вдохновением строки зажгли в бойцах тот неукротимый огонёк, который без колебаний звал их в бой.

Но ближе всех к великому поэту был Сергей Снежков. Сергей бережно хранит у себя в вещевике томик стихотворений А.С. Пушкина. И узнав о том, что они подходят к Пушкинским горам, достаёт книгу и вместе с лирическим героем идёт читать стихи по ротам. В ночь на сражение, забыв про ужасную усталость, они «запоем» читали Пушкина, будто бы вдыхая новые силы с «вещих строк», в его стихах Отчизна стала ближе просветлевшей солдатской душе.

То в ясности живой, то в дымке отдалённой

Давно прошедших и грядущих дней -

Близка душе солдатской просветленной,

Ты стала в этот час ещё родней!

Снежков тоже поэт, и поэтому Пушкин становится для него особенным, больше, чем просто духовный идеал. Описывая внутренний процесс созревания героического порыва, вдохновение подвига и взрывное проявление любви и отваги, которые проявились в характере Снежкова, автор уделяет 11 эпизодов именно Сергею Снежкову.

Живой, психологически достоверный образ сержанта Сергея Снежкова создан по законам эпического жанра. В его характере нет лихой отваги, неисчерпаемого оптимизма, и сам он довольно скромный. Нет ярких черт героизма. Он терпеливо и молча переносит все испытания военной жизни. Смертельно устав после боя, с отяжелевшей от гранаты рукой, укладывая на колени не успевшее остыть ружьё, он достаёт помятую тетрадку и пишет стихи, отражая всю «неповторимость схваток», все те глубокие, проникновенные чувства в созвучье поэзии.

И рвётся стих, не соблюдая знаков,

Графит от нетерпения кроша,

Душа, разгоряченная атакой,

Сквозь жизнь и смерть прошедшая душа.

 

Снежков по своему характеру не очень компанейский парень, но его боевой листок, военная газетка, проходя по рукам солдат, всегда метко била чувственным словом прямо в сердце. Чистая сильная вера заполняла души солдат. Образ Сергея Снежкова вобрал в себя лучшие черты молодежи тех годов. Этот образ во многом совпадает и с личным мироощущением Смердова. Снежков тоже поэт, и поэтому Пушкин, чей томик он бережно хранит у себя в вещевике, становится для него чем-то сокровенным, «боевым товарищем».

Снежков погибает в отважном порыве спасти могилу Пушкина, но увлекает бойцов в атаку, воспевая песню собственного сочинения, неся как величественное знамя её под шкальный огонь врага. «Пушкинские горы» – это поэма о войне, о любви к Родине, о борьбе за свободу и духовные идеалы. Каждая её страница пронизана скорбью, тоской, но в тоже время каждая её часть насыщена отвагой и любовью. Любовью к своей Родине, к её людям и ценностям. И движимые этим сильным чувством, русские войска неустанно продвигаются вперёд...

Из текста поэмы мы узнаем, что лирический герой выступает в роли замполита, однако делит все тяготы и трудности солдатского долга вместе с остальными. Этот образ во многом совпадает с образом автора. Лирический герой является близким другом Сергея Снежкова (а нам уже известно, что его прототип – Борис Богатков – был близким друга автора поэмы). Смердов, как и лирический герой, во время войны был военным корреспондентом.
Описание переживаний лирического героя удались Смердову столь правдоподобно, что возникает ощущение задушевного разговора. Именно эта форма интимной поэзии так удавалась Александру Смердову и так дорога мне. Благодаря этому мы можем прочувствовать военные события через призму именно тех людей, которые участвовали в боях.

Поэма Смердова вобрала в себя множество тем: бессмертная лирика Пушкина, война, Тригорское, Михайловское, значимость этих мест для советских солдат и для всей России, их героизм на поле боя, который проходил через сердце России. Каждая строчка поэмы пропитана глубоким чувством патриотизма, любви к своему народу и его духовным идеалам. Многогранность русской души, сила веры в идеалы, горячий искренний патриотизм – всё это создает величавую форму поэзии Александра Смердова, имя которой поэма «Пушкинские горы».  

Поставь лайк

up
Проголосовали 17 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image