Back to top

Уроки доброты в рассказе Валентина Распутина «Уроки французского»

Недавно на уроке литературы мы посмотрели церемонию вручения премии А. Солженицина Валентину Распутину. Я разглядывала улыбающееся лицо писателя, его глаза, полные надежды, и вслушивалась в голос А. Солженицина, отметившего, что Валентин Распутин несет в себе великие качества человека: «…чуткую совесть и ненавязчивое целомудрие, сосредоточенное углубление в суть вещей». Доброта, на мой взгляд, – это одно из составляющих качеств самого писателя и многих его произведений, особенно «Уроков французского».
Полуголодное детство, малокровие, беззащитность перед Птахой и его компанией – все выпало на долю мальчугана, но не сломило его волю. Каждый из нас, попав в трудную жизненную ситуацию, мечтает о доброй фее, которая с помощью волшебной палочки поможет тебе, спасет и укажет путь, как в сказке Шарля Перро «Золушка». Именно таким ангелом-хранителем, спасательным кругом для ученика стала учительница французского языка Лидия Михайловна, классный руководитель 5-го класса: «…она сидела передо мной аккуратная вся, умная и красивая, красивая и в одежде, и в своей женской молодой поре». Внимательная, заботливая, добрая, все замечающая: «Сегодня среди нас есть раненые».

«Вы, должно быть, любите меня!»

Мы приходим в этот мир, чтобы быть кому-то нужным. Добро. Любовь. Терпение. Многие отечественные писатели в своих произведениях раскрывают эти понятия. На мой взгляд, доброта – это качество души человека, стремление помочь бескорыстно нуждающимся людям. Писатели обращаются к этой теме, потому что многие люди не задумываются о том, как важно это в жизни. Доброта делает творящих ее людей более сердечными, доброжелательными. Мне знакомы на эту тему такие произведения: «Уроки французского» и «Конь с розовой гривой» В. Распутина, «Кусака» Л. Андреева, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Юшка» А. Платонова. Они все интересны по-своему, но мне хотелось бы остановиться на последнем из них.
Я отчетливо слышу тихие слова главного героя Юшки: «Чего вы, родные мои, чего вы, маленькие! Вы должно быть, любите меня! Отчего я вам всем нужен?..» И все четче и четче проступает его образ сквозь наполненные слезами глаза. Ему было сорок лет, но выглядел как настоящий старик: «Он был мал ростом и худ… глаза же у него были белые, как у слепца, и в них всегда стояла влага, как не остывающие слезы». На его сморщенном лице не было ни усов, ни бороды, но вместо них были редкие седые волосы. Одежду Юшка носил одну и ту же: «летом он ходил в штанах и в блузе, прожженных искрами насквозь, так что в нескольких местах видно было его белое тело, и босой, зимою же он надевал поверх блузы еще полушубок, доставшийся ему от умершего отца». На ногах у него были очень старые валенки, которые он подшивал каждую осень.

Особенная профессия

Какая маленькая планета Земля! Крошечный шарик в страшном своей бесконечностью пространстве… И совсем не заметная на ней жизнь...
Чем держится эта жизнь? Добротой. Такой обычной и такой великой! Такой неосязаемой и такой мощной! Этот феномен всегда притягивал к себе самых чутких людей – писателей. И особенно русских. Карамзин, Пушкин, Гоголь, Некрасов, Достоевский и еще сотни их последователей открывали источник добра в людях: «Посмотри на моих героев. Это все ты, это все в тебе!»
Юрий Яковлев написал множество произведений для детей и подростков о человечности и милосердии, пропустив через свою душу окружающую жизнь. Среди них и «Багульник». В нем повествуется о Косте, обыкновенном мальчике-школьнике. Он постоянно уставший, сонный и очень молчаливый, чем раздражает свою учительницу и отталкивает одноклассников. Но как только звенит звонок с последнего урока, Коста преображается, вскакивает и сломя голову выбегает из кабинета. Несется домой, наспех обедает, хватает хлеб и снова куда-то спешит. Спешит к тем, кому нужна помощь. Сначала к одноногому человеку с огненно-рыжим псом, потом к одинокому бульдогу, оставленному хозяевами, после к больному мальчику и его таксе. Коста гуляет с собаками, играет с ними. В конце дня он идет к морю, к сенбернару, который неподвижно смотрит в морскую даль и почти не реагирует на Косту.

Как подростку выйти из норы?

Подростковый возраст называют переходным, а переход простым быть не может. Бывает так, что остаётся одно: замкнуться в себе, скрыться в уединённой норе, где тебя никто не достанет. Именно такой путь выбирает герой рассказа «Пламя на снегу» Ирины Дегтяревой, лауреата литературного конкурса имени Сергея Владимировича Михалкова.
Гешка живёт с отцом и тремя дядьками: таксистом – дядей Сашей, гаишником – дядей Женей и художником – дядей Федей. Мама мальчика умерла. Единственное место, где он чувствует себя хорошо, – нора в лесу. Мальчик подкармливает лиса, у которого повреждена лапа. Лис подходит за едой только тогда, когда уверен, что рядом никого нет.
Однажды Гешка случайно садится на скрипку и ломает её. Отношения с отцом обостряются. Гешка относит скрипку мастеру, но дома его уже ждёт новый инструмент, взятый отцом напрокат, и ненавистные занятия продолжаются.

Совсем не сахарное детство

Как многие современные дети, я не люблю читать, но эта книга появилась в нашем доме, и меня привлекло ее название. Роман Ольги Громовой «Сахарный ребенок» я прочитал за четыре вечера новогодних каникул. Повествование ведется от лица девочки, просто и искренне, доступным и понятным языком. Роман основан на реальных событиях.
Сюжет разворачивается на фоне политических репрессий. Тяжелые времена, в которые людям пришлось пережить много потерь, бед, пережить эмоциональный стресс. Такая беда случилась и в одной из московских семей. Благополучная дружная семья: мама, папа и девочка Стелла. Их дом всегда был наполнен вниманием, лаской, радостью и весельем.

Страницы