Back to top

«Как ты – так и к тебе. И никак по другому!»

Труд учителя – дело нехитрое. Каждый день мы видим любимых педагогов в деле, получаем от них какие-то знания или умения, перенимаем забавные фразы – в общем, приобретаем опыт. Но несмотря на немалое количество внеклассных встреч, нередко учитель остается именно сотрудником: мы многого не знаем о том, что у них на душе, какие они за стенами школы… Интересно? Наверняка хоть раз каждый из нас задумывался об этом. Первым моим гостем стала Зайцева Марина Петровна: учитель ОБЖ, заместитель директора по воспитательной работе. Талантливый, высококвалифицированный педагог, грамотный руководитель и просто любимица наших учеников!

– Самый первый вопрос: кем вы хотели стать в детстве?

– Я не отличалась от многих моих сверстников, которые к концу десятого класса, в принципе, имели достаточно четкое представление, кем они хотят быть, повторяя либо профессию своих родителей, либо любимых героев. Отец мой был строителем, и, в принципе, я четко понимала, что техническая специальность впереди. Не сказать, что это горячее какое-то желание было – по крайней мере, видение было. Я хотела стать инженером, понимала, чем я буду заниматься. Учителем точно не мечтала быть (смеется).

– А как вышло, что вы всё-таки стали учителем?

– Получилось так, что мы закончили институт в начале девяностых. Это было тяжелое время… Мама была связана с образованием, и она предложила, пока я не нашла рабочего места, пойти преподавать черчение. Я закончила Красноярскую архитектурную академию и очень много знала о том, что такое черчение! Я пришла в школу. Меня, скажем так, не ломало от того, что мне придется работать с детьми. Я мало знала, как это выглядит, но тем не менее пришла в класс. Мне было интересно чему-то научить, мне было интересно сравнить, как меня учили и как выглядит школа через пять лет. Кроме этого, я всегда была неспокойным ребенком, и все время в школе обижало то, что учителя на нас не очень много внимания личностного обращали. Тяжело было в плане того, что с нами не сильно-то разговаривали; учителя были где-то там, на пьедестале, а мы вот здесь. Единственный учитель, который с нами как-то контактировал, это был классный руководитель – и то не всегда, не всем везло. Поэтому мне было интересно в школе в этом плане. Потом получила педагогическое образование – уже сознательно.

– Вы сказали, что учителя мало общались с детьми. Естественно, вы использовали это тогда?

– Да! Как раз, наверное, именно это отличало меня, поскольку я не совсем много знала о педагогике как таковой. Я пыталась поступать так, как не поступали мои учителя. Старалась понять ребенка – и до сих пор стараюсь! Это, наверное, такое педагогическое кредо: каждый раз, выходя к классу, стараюсь понять, почему они сегодня расстроенные? Почему у меня, скажем, на третьем ряду, Маша сидит и вообще не обращает внимания, что у нее такое случилось? То есть, я всегда стараюсь поставить себя на место ребенка, понять, что происходит, взять его эмоции на себя – и тогда проще работать. В том числе манипулировать – в хорошем смысле (смеется).

– Вы много общаетесь с самыми различными людьми. Какие личностные качества вы выделяете для себя, считаете особенными?

– Особенные? Я, во-первых, люблю, чтобы люди были с внутренним пониманием порядочности. Это не очень легко формулируемое качество, но, например: если дал слово, то его надо держать; если у тебя есть какие-то моральные устои, то они должны прослеживаться в тебе. Со стержнем люблю людей – и отношусь к ним. Очень не люблю лживых людей, которые не держат слово: сказал одно – делает другое. Сама стараюсь не быть таким человеком, лучше не буду обещать, чем пообещаю, а потом не сделаю. Не люблю людей, которые «только я – и всё», которые не могут поставить себя на место другого. Недисциплинированных не люблю (смеется).

– Это, наверное, в первую очередь!

– Наверно, да… Неотзывчивых не люблю, потому что как ты – так и к тебе, и никак по-другому.

– Если говорить о жизни за стенами школы: расскажите о сфере ваших интересов? Какие-то хобби, увлечения…

– Да, конечно! Первое – это еще со школы: у нас была сильная волейбольная команда, и я очень люблю волейбол. К сожалению, не так много времени на это сейчас, но тем не менее. Командная игра, когда четко видишь, кто и как может взаимодействовать, очень хороша! Летний отдых, туризм… Если отдых, то что-то дикое: это горы, это озера, это палатки. Машину очень люблю – скорость, движение. А если из того, что доступно сейчас – лыжи, каждый выходной в обязательном порядке.

– Представьте себе идеальный день. Какой он?

– Знаете, если бы мы встретились лет 15 назад (может быть, 20), это был бы такой день, который в темпе я провожу: с утра проснулась, переделала кучу дел, с кем-то пообщалась, куда-то понеслась и так далее. Сейчас, с возрастом, начинаю понимать, что, наверное, идеал мой – это когда я никуда не тороплюсь, когда я все-все успею за день сделать – что спланирую, то и сделаю… И останется немно-о-ожко времени, чтобы поговорить с сыном и посидеть с собакой. То есть, тот день, который будет нетороплив.

– Какую роль в вашей жизни сыграл наш Новосибирск?

– Это, скорее, даже относится к нашему руководителю, к Ирине Михайловне, которая увидела во мне руководителя. Потому что до этого момента я не была администратором, а приехав в этот город, начав работать во Второй Новосибирской гимназии, я стала руководителем – во мне его увидели, вырастили. Город мне нравится, он придает мне динамики, несмотря на всякие вещи, заставляет меня двигаться. Он молодой, перспективный – и я пытаюсь ему соответствовать! (Смеется.)

– У вас такая работа – насыщенная, многообразная… Что особенно в ней нравится?

– Вот сейчас, последние пять лет, когда очень много административных вопросов, самое большое удовольствие доставляют уроки. Когда мы выходим один на один с детьми, и мой предмет позволяет мне говорить именно о личностных качествах, о формировании личности как таковой. Отсюда я удовлетворение получаю: например, выходим на пост, а я вижу, что то, что я говорила, до детей дошло. Когда у меня девочка, маленькая такая, читает про войну стихи и чуть в обморок не падает, потому что она пропустила через себя. Когда выходит мальчик и говорит: «Нет, я не видел той войны», и от простой фразы, которую он произнес тихо, спокойно, у всех сидящих в аудитории аж мурашки пошли по коже, потому что – от себя. Когда мы с детьми на одной волне. Работа с детьми, как ни странно – живая именно, непосредственная: совместная деятельность какая-то. Вчера мы сидели и планировали «Мужское лицо гимназии». Сидели часа два, нахохотались все! То есть, они меня поняли, и я их поняла. Это приносит усталость, но в то же время и удовлетворение.

– Как вам работается с современной молодежью? Чаще видите радость, отзывчивость или всё-таки унылые лица?

– А я объясню! Почему у некоторых моих коллег начинает возникать такая вот усталость? Они не помнят себя детьми. Если человек не помнит себя ребенком, то он уже состарился. Поскольку я стариться не хочу, то стараюсь найти в современных детях положительные черты. Мне очень нравится, что они динамичны, информированы – по крайней мере, относительно нашей гимназии. Что их не смущает обратиться ко взрослому даже с личным вопросом – это очень хорошо. Поскольку я для себя считаю, что ребенок – это не тот, кто когда-то вырастет и станет человеком, а тот, кто родился человеком, уже со своими особенностями, которые надо учитывать. Мне интересно сотрудничать! Я учу их, они учат меня.

– Чему же учат вас воспитанники?

– Я с удовольствием беру у них манеру общения – по крайней мере, официальную. Мне очень нравится их мобильность: они ищут информацию везде. Мне очень нравится, что они понимают, что не нужно хранить информацию в себе, а работать с ней – вернее, мне нравятся те, кто это понимают. И я этому учусь, в том числе, потому что раньше я была такой «кладезью знаний» – нате вам! А сейчас я только обозначаю точки, а очень многие меня уже слышат – пусть не все, не сто процентов, но пока это счастье. Я в вас струнки какие-то дергаю, а вы – во мне! Так и есть.

– Какой случай за всю школьную практику был самым запоминающимся? Смешной, может быть?

– Не определишь даже… Грустного очень много было, я в свое время работала с разными детьми. Нет, я не назову сейчас самый яркий случай: их было много. А то, что запоминается – когда вкладываешь что-то в детей, а потом видишь ответную реакцию. Или у меня были дети, которые выросли в неблагополучной семье, а я их встречаю через несколько лет, и они успешны. Было, мамой называли, на плече таскала с выпускного… Много их, разных, и смешных, и грустных.

– Ваше жизненное кредо? Может быть, совет поколениям?

– Любить людей надо. И понимать человека, уметь взять на себя его эмоции.

Спасибо вам, Марина Петровна, за увлекательную и необычную, очень душевную беседу! Удачи вам – и побольше идеальных дней!

Поставь лайк

up
Проголосовали 17 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image