«Я говорил от имени России»: к столетию Бориса Слуцкого
В ушедшем 2019 году произошло много событий, важных и очень важных, интересных и очень интересных, например, юбилеи известных писателей и поэтов. Каждый автор отличается друг от друга по стилю, эмоциям, которые вызывают произведения. Однако, читатели всегда будут дорожить их творчеством, ведь писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают.
А вы когда-нибудь задумывались о том, для чего автор пишет книги? Для популярности? Не-е-е-т. Для того, чтобы быть услышанным! Но всегда ли так происходит? Отнюдь нет. Писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают. Вы можете не согласиться с этим высказыванием, но я обеими руками за. Возьмем, например, таких великих и известных во всем мире писателей, как Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой и их произведения «Евгений Онегин» и «Война и мир» соответственно. Какую книгу вы прочтете практически на одном дыхании, а на какую вам придется потратить неделю, две, три, а может и месяцы? Навряд ли на этот вопрос школьники ответят по-разному, ведь «Евгений Онегин» написан доступным и понятным для каждого обывателя языком, в нем нет той сложности романа-эпопеи в четырех томах, которое легко не поддастся неподготовленному читателю. Так и происходит в мире литературы. Если автор не может донести мысль до любого читателя с разными вкусами и взглядами на жизнь, то вряд ли он будет популярен. Размышляя над этой темой, пытаясь найти писателя, который бы смог проникнуть в душу каждого человека, я вспомнила о таком прекрасном советском поэте, прошедшем Великую Отечественную войну, как Борис Абрамович Слуцкий.
История Бориса Абрамовича как поэта началась не сразу. Первое стихотворение было написано им в мае 1941 года затем Слуцкий замолчал на десять лет. По его собственным словам, во время войны он написал лишь одно произведение под названием «Кельнская яма», хотя быть может он не хотел оставлять в своей творческой жизни стихи, написанные в период 1941–1945 годов. Перед тем, как выйти в свет Борис Абрамович переработал себя, и «Кельнская яма» была тому подтверждением. Стиль автора отличался от других, проникал в души и повлиял на многих его последователей. В стихотворении Слуцкий демонстрирует ужасы плена, одна лишь цифра – 70 тысяч человек поражает наше воображение. Представьте, сколько это отцов и сыновей! В дрожь бросают строки, когда автор пишет, что на стенах той ямы солдаты пишут послание тем, кто их быть может найдет. Душещипательная история, способная задеть за живое любого.
Одним из ярких примеров его поэзии, которую он «усовершенствовал» является стихотворение «Стих встает, как солдат». В нем автор проводит аналогию слов с солдатами. Он поэт, а слова-солдаты должны подчиняться ему и складываться в рифму. Стоит ли упоминать, что в годы Великой Отечественной войны Борис Абрамович был политработником и под его началом находились солдаты разведки? Думаю, нельзя не предположить, что, будучи поэтом, Слуцкий вкладывает в свои произведения душу и можно сказать, что своим солдатам, погибшим на фронте, он дает вторую жизнь в своих стихотворениях. И я не говорю про то, что он их использует, нет же! Как говорится в известном для всей страны лозунге: «Никто не забыт – ничто не забыто», так и в стихотворении, Слуцкий отдает дань памяти своим товарищам и братьям по оружию, погибшим и выжившим в этой войне.
Стихотворение «Как убивали мою бабку» впервые было опубликовано в газете «Юность» в 1963 году и сразу заворожило читателей. Пугающая ясность трагедии делает анализ этого стихотворения лишним, так как вряд ли есть такой человек, который прочитав данное произведение не поймет его смысла. В стихотворении говорится о Холокосте на Украине. В те годы люди гибли по разным причинам, но в большой степени от жестокости фашистов. Автор описывает то, как семидесятилетняя бабка оказывает сопротивление захватчикам, кричит, бранит их, и именно поэтому они убивают ее еще до того, как колонна покидает город. Слуцкий передает тот страх публики за жизни этих людей, который при прочтении вызывает дрожь по коже и слезы на глазах. Не случайно сборник назывался «Покуда над стихами плачут». Возвращаясь к теме моего сочинения, можно лишь согласиться с тем, что Борис Абрамович настолько ясно раскрывает тему своих произведений, пишет для людей, что нет такого человека, который бы не понял смысла произведения и испытал недоумение.
Творчество Бориса Абрамовича набирало стремительную популярность в послевоенное время. Люди читали его не из-за фамилии и статуса, не обращая внимания на особенность склада стихов, а потому что только он смог коснуться сердец своих читателей. О военных произведениях Слуцкого писали больше всего. Я не могу не отметить, что один из самых значимых и авторитетных критиков Константин Симонов заявил, что Борис Абрамович написал так много стихов о войне и послевоенном времени, читая которые сплошь и рядом кажется: вот это ты хотел написать сам, но не написал, а вот об этом думал так же, как он, но у тебя твоя мысль не перешла в стихи, а у него перешла. С этим мнением трудно не согласиться ведь именно Слуцкому удалось передать ту бесстрашную правдивость, бытовую достоверность и жестокость тех лет.
Таким образом, уже не первый раз я хочу сказать, что писатель не тот, кто пишет, а тот, кого читают. Ведь именно те писатели, которых читают в основе своей пишут настолько душевные произведения, настолько сильные, что после них каждому из нас хочется выйти на улицу и отдышаться, ибо перехватывает дыхание от нахлынувших эмоций. Творчество Бориса Абрамовича Слуцкого доказательство того, что поэт может глаголом жечь сердца людей.
Добавить комментарий