Back to top

В сибири достоевского

Встреча с памятником

Осенью прошлого года я побывал в старинном сибирском городе Омске. Погода в тот день была плохая. Стояла поздняя осень. Серые улицы утопали в грязи. Небо заволокло тучами. Всюду текли ноябрьские лужи. С голых веток деревьев ветер сносил последние листья. Природа готовилась к зиме.

Однако город, несмотря на ненастье, удивил своей изысканной архитектурой: яркие, разноцветные дома XVIII века с лепниной и колоннами, мощеные тропинки в парках, старинные церквушки, множество арок в стиле классицизма, барочные фонари, стоявшие рядами по аллеям парков, удивили меня своим красочным колоритом, благодаря чему Омск напоминал европейский город, похожий на Санкт-Петербург или Дрезден. Однако в нем все же виднелась какая-то сибирская красота, свойственная только зауральским городам. Прогуливаясь по улицам Омска, проезжая по его спокойным дорогам на троллейбусе, я невольно задумался: «А ведь в этом городе, наверняка, произошло что-нибудь такое, что могло бы с легкостью попасть в летопись страны». И я не ошибся.

Я шел по осеннему парку. Неподалеку стоял прекрасный православный храм, откуда  раздавался радостный перезвон колоколов. Внезапно на глаза мне попался большой странный памятник, стоявший напротив очередной желтой арки. Я не мог понять, кому же он посвящен. Лишь когда я прочитал табличку на старом белом здании, стоявшем рядом, узнал, что это музей Ф.М. Достоевского, понял, что в памятнике запечатлена фигура великого русского писателя. Совершив экскурсию по музею, я открыл для себя новые страницы из жизни одного из моих любимых авторов русской классики.

Несостоявшаяся казнь

22 декабря 1849 года. Санкт-Петербург. На Семеновском плацу толпа народу. Все о чем-то шепчутся и смотрят на центр плаца, точно там цирк. Но на самом деле на специальных подмостках находятся странные люди в белых рубашках с завязанными руками. Повсюду стоят гвардейцы в шинелях и меховых шапках. Ружья у них наготове. Сегодня должна произойти казнь петрашевцев, которые стоят на подмостках. Среди них находится и молодой Федор Михайлович Достоевский, опубликовавший к тому времени повесть «Бедные люди» и «Белые ночи». Обвиняемый в оппозиции императору, он вместе с другими петрашевцами  ждет своего последнего часа. После прочтения приговора вышел священник в черной ризе, осенивший их крестом в предсмертный час. После исповеди над головами петрашевцев переломили шпаги и вскоре к столбам вышли первые жертвы, которым завязали глаза. Их подвели к столбам. Солдаты навели ружья на стоявших перед ними петрашевцев. Но не успел офицер дать команду, как внезапно ударили отбой и приготовленным для казни развязали глаза.

Император помиловал петрашевцев, а эта казнь оказалась лишь инсценировкой. Некоторые из приговоренных упали в обморок, по легенде кто-то даже умер от разрыва сердца. Вскоре всех, кроме Петрашевского, которого тут же посадили в сани и отправили в ссылку, отвели обратно в Петропавловскую крепость. Позже Достоевский, как и его товарищи по кружку, отправился в Сибирь, а точнее, в Омский острог на долгих четыре года. Однако перед Омском Достоевский побывал в Тобольске, где от жены декабриста Александры Муравьевой получил Евангелие, которое хранил до конца жизни.

«Кромешный ад»

1850 год. Омск. По пути в острог по холодному заснеженному городу идет толпа грязных каторжников, похожих на бурлаков. Они, скованные кандалами и тяжелыми цепями, ковыляют через весь город в тюрьму. Среди них и Ф.М. Достоевский. Именно по той самой дороге шел и я двести лет спустя…

Следующие четыре года будут для Достоевского очень сложными. Все это время ему придется выполнять те же каторжные работы, что и остальным острожникам, среди которых были разбойники, убийцы и насильники. Острог, построенный еще в XVII веке для отражения набегов кочевников, и потому окруженный рвами и канавами, тогда являлся тюрьмой. «И никогда ещё человек, более преисполненный надежд, жажды жизни и веры, не входил в тюрьму», — записал через тридцать лет в своих черновых тетрадях Достоевский, вспоминая, очевидно, эту трагическую минуту своей жизни. Он поселился в деревянном каземате. Это было страшное здание, предназначенное под слом. Прогнивший пол, угарные печи, дырявый потолок, голые нары, нестерпимая духота и темноты, крики, бряцанье цепей и ругань – все это поразило Достоевского. «Это был ад, тьма кромешная», – вспоминал впоследствии он. Но особенно страшной была та ненависть, с которой тюремщики, особенно начальник острога, Кривцов, относились к заключенным. Вечные драки и избиения каждый день и вечер, постоянные побудки ночью, порка шпицрутенами за малейшую провинность, тяжелые каторжные работы – вот что представляла собой обстановка в остроге. Каждый день арестант Достоевский вертел в мастерской точильное колесо, обжигал кирпичи, приносил грузную кладь, порой стоял в ледяных водах Иртыша.

Однако во время праздников каторжникам разрешалось ставить спектакли, которые привлекали Достоевского. Самодельный оркестр из балалаек, скрипок и бубнов играл веселую музыку для водевилей и комедий. Кроме этого, в месте, где из людей гнали все людское, Ф.М. Достоевский читал то самое Евангелие, которое ему подарили жены декабристов. Именно тяжелая жизнь в Омске и сотворила ту самую философию Достоевского, которая пронизывает все его романы.

Достоевский об Омске

После выхода из острога, в 1854 году, Достоевский напишет свои лучшие произведения, среди которых особенно выделяются «Записки из мертвого дома», посвященные Омскому периоду биографии Достоевского. Образы, увиденные и взятые Достоевским в тюрьме, найдут свое отражение и в таких произведениях как «Преступление и наказание», «Братья Карамазовы», «Бесы» и др.

Сам же Достоевский считал эти четыре года временем осмысления самого себя. В итоге он напишет: «Одинокий душевно, я пересматривал всю прошлую жизнь мою, перебирал все до последних мелочей, вдумывался в мое прошедшее, судил себя один неумолимо и строго и даже в иной час благословлял судьбу за то, что послала мне это уединение, без которого не состоялись бы ни этот суд над собой, ни этот строгий пересмотр прежней жизни».

Также благодаря музею, я узнал, как менялось отношение самого Достоевского к Омску. После своих каторжных страданий он писал: «Омск гадкий городишка. Деревьев почти нет. Летом зной и ветер с песком, зимой буран. Природы я не видал. Городишка грязный, военный и развратный в высшей степени. Я говорю про чёрный народ. Если б не нашёл здесь людей, я бы погиб совершенно». Но вскоре, осмыслив жизнь, он напишет: «Климат превосходный; барышни цветут розами и нравственны до последней крайности. Дичь летает по улицам и сама натыкается на охотника. Шампанского выпивается неестественно много. Икра удивительная. Урожай бывает в иных местах сам-пятнадцать... Вообще земля благословенная. Надо только уметь ею пользоваться. В Сибири умеют ею пользоваться».

Размышление

Музей же, в котором побывали мы, оказался домом комендантов. Повсюду стояли аккуратно расположенные экспонаты, посвященные Достоевскому. На специальных таблицах были выписаны его слова. Но особенно меня заинтересовали рукописи самого Достоевского. Неужели автор «Идиота», «Братьев Карамазовых» и «Бесов» был в тех самых местах, где стоял я? От этого в моей душе даже появилась гордость.

Мы вышли из музея. На улице стояла та же непогода. Но теперь для меня Омск с его холодной осенью стал городом Достоевского. Действительно, проходя те места, по которым шел великий русский писатель, я чувствовал эту особенную атмосферу, отраженную в его романах и рассказах. Я был счастлив, что провел этот день в местах Достоевского. Ведь это мой любимый писатель.

Когда нам рассказывали новые факты из биографии писателя, я открывал для себя другого Достоевского: сильного человека и великого борца с превратностями судьбы. Для меня по-новому открылось и творчество Достоевского, за что я могу сказать «спасибо» Омску и музею писателя. На мой взгляд, все, кто любит читать произведения Достоевского, обязаны побывать в омском музее. По сути, именно здесь и прошло становление того Федора  Михайловича  Достоевского, которого мы любим и ценим. Поэтому грустно было осознавать, что музей писателя посещают мало и редко. Я призываю вас побывать в этом удивительном доме, чтобы познать новое.

В свое время Федор Михайлович произнес гениальную фразу: «Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком». Я могу сказать, что Достоевский смог это сделать. Возможно, благодаря этому, Ф.М. Достоевский и остается той фигурой в русской истории и культуре, которой гордится весь мир, до сих пор зачитывающийся шедеврами великого русского мастера.  

Поставь лайк

up
Проголосовали 24 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image