Back to top

Поиграем?

banks

 

«Это история человека, который уехал далеко и надолго только для того, чтобы сыграть игру. Этот человек – игрок, которого зовут Гурдже. История эта начинается со сражения, которое на самом деле не сражение, и заканчивается игрой, которая на самом деле не игра».

Именно с таких слов сам автор начинает свой роман, и эти строки как нельзя лучше отражают сюжет «Игрока».

Но это лишь краткая характеристика романа. И вряд ли читателю достаточно этой короткой фразы, чтобы заинтересоваться книгой. Так что же такое на самом деле «Игрок»?

Начну я со стиля. Язык Бэнкса назвать идеальным я не могу. Местами ему явно не хватает живости, однако определенные красочные и необычные обороты делают свое дело – дают стилю автора «изюминку», которая и способствует тому, чтобы привлечь читателя.

Само повествование сходно со стилем. Местами оно оригинально и гармонично, местами становится чересчур затянутым. Иногда Бэнкс перебарщивает с описаниями, либо «бытовыми» действиями персонажей, не стремясь как-то разбавить, придать повествованию сочности. Впрочем, рассматривать этот элемент отдельно не совсем правильно. Ход истории тесно связан с идейной частью и сюжетом, так что необходимо сказать пару слов и о них.

Роман рассказывает нам о некой сверхцивилизации – Культуре. Развитие здесь достигло невероятных высот. Все управленческие обязанности давно возложены на искусственные разумы разной степени сложности, а сами люди живут в свое удовольствие. Почти что утопия.

И самое удивительное в том, что люди все-таки умеют быть счастливыми в этом идеальном мире. Они свободно меняют себе пол. Они строят себе целые космические платформы. Их железы способны воспроизводить огромный спектр веществ, воздействующих на разум, в том числе и наркотики.

«Мы живем не в героическую эпоху. Индивидуальность устарела. Вот почему нам всем так удобно жить. Мы ничего не значим, а потому в безопасности. Ни одна личность более не оказывает ни на что хоть сколь-нибудь заметного влияния».

Главный герой Жерно Гурдже доволен своей жизнью. У него есть враг по имени «скука», но он давно нашел способ с ним бороться. Игры. Огромное число игр как самой Культуры, так и других обитаемых миров...

Он ищет новых и новых игр. Он играет, он еще чувствует азарт. Но Гурдже давно достиг высокого уровня. Он почти никогда не проигрывает. Но еще есть соперники его ранга. Лишь потому он еще не осознал до конца бессмысленности происходящего.

Гурдже в силу случайных обстоятельств получает шанс проявить себя. Сыграть в игру, сложнее которой попросту не существует. Но его не прельщают опасности и долгое время путешествия до отдаленной планеты. И Гурдже рад бы отказаться, но под угрозой оказалась его репутация. И он вынужден принять вызов против собственной воли.

И здесь содержится одна из главных и самых ярких идей романа. Игра Азад и Империя Азад. Игра, названная в честь государства, или государство, названное в честь игры. Империя – это антипод Культуры. Здесь торжествует диктатура и насилие. Здесь властвует половая дискриминация и строжайшая система законов и традиций.

И еще – здесь властвует Азад. Уникальность идеи Бэнкса заключается в том, что он создал общество, в основе которого лежит игра. Игра здесь определяет социальное положение. Игра определяет ранг, должность и уровень жизни. Даже императора определяет игра.

И Гурдже, лучшему игроку Культуры, предстоит сыграть в Азад...

В романе явно проскальзывают социальные размышления Бэнкса, но это не портит картину, а делает ее еще более интересной. Сначала читателю показывают мир Культуры, а затем мир Азада. Для контраста. Для сравнения. И в последней партии эти две силы, две теории общественного устройства сходятся на одном игровом поле.

И я не берусь судить, что все-таки страшнее – утопическая Культура или жестокая Империя Азад.

Ставки сделаны.

Поставь лайк

up
Проголосовали 16 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image