Мы все такие разные…
Фоер – писатель неформатный. Конечно, таких «неформалов от литературы» хватает, но, к сожалению, зачастую их произведения интересны как раз одной формой – не содержанием.
Но Фоер, к великой радости всех любителей по-настоящему качественной литературы, не из таких. «Жутко громко и запредельно близко» – второй роман этого американского писателя, первым была «Полная Иллюминация», остро затрагивающая еврейскую тематику.
Здесь же за основу взяты события 2001 года. А именно – башни-близнецы. Прогремевший на весь мир теракт, искалечивший судьбы огромного количества людей.
Однако не думайте, что вся история замешана на теме терроризма и самой трагедии. Я имел в виду отнюдь не это. «Жутко громко и запредельно близко» – это прежде всего история людей. С разных ракурсов. И если на то пошло, в книге вообще не поднимается вопрос исполнителей теракта, главным героям нет до этого дела.
История крутится вокруг семьи одиннадцатилетнего Оскара Шелла. Его отец погиб 11 сентября.
С первых страниц книги Фоер показывает нам образ мысли мальчика. Его необыкновенный взгляд на мир, события, вещи, людей. И поначалу этот поток просто сбивает вас с ног, полностью дезориентирует. Это даже может заставить вас поморщиться и отложить книгу. Но стоит войти в этот внутренний океан Оскара – и вы научитесь дышать под водой.
Точность и оригинальность внутреннего мира одиннадцатилетнего мальчика поражает, за что Фоеру уже можно аплодировать стоя.
В романе не так много героев и все они – целиком и полностью живые. Живые настолько, насколько это возможно. Сам Оскар, его мать, его отец, бабушка, дед... И случайные знакомые юного мальчика, оказывающиеся на его пути.
Сюжет книги банален и прост. Он служит лишь тоненьким и прямым стержнем, к которому Фоер прикрепил истории своих героев.
В чем выражается «неформатность» романа, спросите вы. Во-первых, в самом стиле повествования. Каждого из героев. У всех свой собственный способ подачи истории, свой язык. А во-вторых, Фоер использует все возможности литературного оформления, чтобы отразить специфику каждого.
Отец Оскара выделял ручкой ошибки в газетах – в книге слова и запятые обведены красным цветом. Сам Оскар собирает фотографии и картинки – эти иллюстрации вставлены в текст. Дедушка Оскара не может разговаривать. Он общается с людьми через тетрадь – каждая запись написана на отдельной странице... И это далеко не все – просто не хочу раскрывать вам гениальные решения Фоера в плане оформления.
Но при всем этом, как я уже писал ранее, главным остается – личная трагедия главного героя. Маленького человека с необычным образом мысли. Ребенка, заставляющего взрослых идти против чувства здравого смысла и бессильного против собственных «гирь на сердце».
И читая роман, вы, вполне возможно, услышите оглушительный крик Оскара Шелла. Жутко громко и запредельно близко...
Добавить комментарий