Обычное хамство и необычная вежливость
Сокрушаться можно сколько угодно. Долго сотрясать воздух, кричать, но быть услышанным – не надейся. Да, к сожалению, пора посмотреть правде в глаза и признать, что настало время, когда не только никто никого не слышит, но и для самого говорящего его слова значат чуть больше уличной грязи. Такие речи – как старые потолки ветхих домов. Пока с них сыплется пыль, ее еще сметают и закрывают на это глаза, но пока кому-нибудь на голову не свалится кусок штукатурки, никто и думать не будет латать дыры. Таков русский менталитет. Одна надежда – на авось. О последствиях задумываться народ не привык. «Авось пронесет!». Но этим девизом жить – самому дороже. Одни всегда будут ляпать слова, не подумав, другие будут делать выводы. Кого-то могут обидеть, задеть слова, но это не волнует оратора. Он не боится последствий.
Так много пустословов и так мало вежливых людей. Хамство стало чем-то обыкновенным и повседневным. Интеллигентный, то есть образованный, культурный человек не должен стать «вымирающим» видом на Земле. Общество деградирует, но почему? На этот вопрос найдется немало стоящих ответов. На мой взгляд, современный социум, живущий в век информации, просто перенасыщен поступающими знаниями, и общественность не способна переработать их. Мозг принимает абсолютно все. Самая разная информация пытается протиснуться в наше сознание. Кто-то более умный будет сразу же отсеивать ненужное, а кто-то будет губкой впитывать все, что только можно. В итоге – засоренный мозг, который становится размягченным и податливым. Таким «обработанным» человеком легко управлять. На «разжижение» молодых умов эффективно действует интернет. СМИ во многом поработили человечество. Не нужно это отрицать, если ты первым делом, проснувшись, включаешь телевизор или, приходя домой, теряешься во времени, сидя в соцсетях.
Сейчас есть все для человека, чье второе имя Лень. Скачать реферат, курсовую? Пожалуйста! Заказать продукты, не выходя из дома? Будет сделано! Да и зачем вообще куда-то ходить? Кино можно посмотреть в интернете, интересные события можно посмотреть в фотоотчетах, а своих друзей и близких можно увидеть по скайпу. Общество потребителей. Вот что мы сейчас имеем. А знаете, что самое страшное в этой ситуации? То, что люди разучились говорить и слышать, что им говорят. Кто-то может слушать звуки и произносить их, но чтобы вкладывать в них смысл и душу – это вряд ли. Наше поколение перестает по-настоящему общаться. Разве современная техника способна заменить теплоту живого общения? Пожалуй, нет. Но даже телефонные звонки становятся редкостью для молодежи, намного проще написать лаконичное сообщение. Что же вытекает из всего этого? Какое следствие несет закрытое общение и тяга к потреблению?
Итогом холодных отношений и избытка провокационной информации является затруднение, возникающее у молодых людей в ситуациях живого общения. Проблема в том, что, сталкиваясь с людьми, они не в состоянии вести конструктивный спокойный диалог в связи с недостатком словарного запаса. Ведь книги читают единицы, а сотни смотрят забавные видео на YouTube. Самую распространенную неприятность мы можем наблюдать ежедневно. Дети идут в школы, не зная элементарных норм этикета. Это задача школы? Не думаю. Задача школы скорее дать знания, нежели сталкиваться с хамством учеников. На замечания учителя школьник может округлить глаза, ведь он даже не подозревает, что его поведение может быть некрасивым по отношению к старшим и сверстникам. Я говорю об основах вежливости, о манерах, которые должны быть привиты ребенку в семье. Для школы, безусловно, важно, какие у нее ученики. Знаменитый Н.И. Пирогов отметил: «Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников». Так и дурная слава будет у той школы, чьи учащиеся и выпускники пользуются дурной репутацией невоспитанных, невежественных хамов. Если дети освоят хотя бы небольшой ряд вежливых слов, они смогут не только не попасть в неловкую ситуацию, но и производить впечатление воспитанного человека…
Слово «здравствуйте» варварски разорвано до «здрасьте». Это следствие суетливости, «мелочности» речи и идеальный пример того, что человек не понимает смысла произносимых слов. Заученные словечки, брошенные на автомате. Здравствуйте – приветствие при встрече, произошедшее от слова «здравствовать» – быть здоровым, благополучно себя чувствовать (прим. автора – из словаря русского языка С.И. Ожегова). Значит, говоря это слово при встрече, мы желаем человеку здравия, благополучия.
Частица «пожалуйста» выражает вежливое обращение. Неужели так трудно произнести это? О выражении вежливости мало кто беспокоится. Оно и понятно, вежливый – это соблюдающий правила приличия, учтивый. А что же такое учтивый? Это почтительно вежливый. А почтительный? Это относящийся к кому-нибудь с почтением; выражающий почтение (прим. автора – из словаря русского языка С.И. Ожегова). Выходит, что сейчас молодежь никому не выражает почтения. Ну, действительно, это и звучит как-то старомодно. Зачем говорить какие-то лишние слова? К чему усложнять свою речь и лишний раз вынимать наушник, чтобы сказать «спасибо», например, официанту или продавцу? Не говоря уже о родителях, учителях и уж тем более друзьях. А между прочим, частица «спасибо», означающая «спаси, Бог», кощунственно урезана до трех букв: «спс». Слово «благодарю» очень красивое по своему значению «благо дарю» встречается все реже и реже.
Так почему же так важно придерживаться рамок этикета в современном обществе? Во-первых, так человек способен наладить контакт с другими людьми. Во-вторых, он показывает свое отношение к окружающим. Можно долго перечислять плюсы соблюдения норм поведения, но основное мной уже сказано. Немецкий поэт, писатель, мыслитель В. Гете писал: «Поведение – это зеркало, в котором каждый показывает свой лик». Думаю, это изречение как нельзя лучшим образом подведет итог ко всему вышесказанному. Не теряйте свое лицо.
Комментарии
Людмила Демьяновна replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Вика! Молодец, что подняла
Добавить комментарий