Back to top

О научном - языком публицистики

Наша школа имеет достижения во многих направлениях, о которых нам всё известно. Спортсмены занимают первые места на районных и городских соревнованиях. На школьных концертах всегда много талантливых ребят. Мы, юные журналисты, тоже можем продемонстрировать немало заслуг. Ученическое правительство вообще всегда и везде, куда ни глянь. Наши не так давно появившиеся танцоры тоже успели «звездануть». А про строевиков я вообще молчу! Казалось бы, действительно, мы знаем про все большие достижения нашей школы и наших ребят. Но нет. Спешу вас уверить, что у нас есть ещё одно не менее важное и богатое достижениями направление. Это научная деятельность.

В нашей школе ежегодно проводятся школьные научно-практические конференции, в которых многие из вас принимали когда-либо участие. Но как-то всё это проходит тихо, без лишних глаз и ушей. А зря. Ведь именно там можно узнать много полезного и интересного и именно там можно познакомиться с умными и неординарно мыслящими ребятами. Сегодня нам предстоит именно такое знакомство. Я решила поговорить с ученицей 10 «Б» класса Харитоненко Ириной и её научным руководителем Ушаковой Марией Викторовной.

– Привет, Ира. Расскажи, пожалуйста, почему именно научная деятельность? Чем она тебя привлекла?

– Я даже не думала о научных исследованиях и практически ничего об НПК не знала. Мне предложила попробовать себя в этом направлении Мария Викторовна, наш школьный психолог и мой научный руководитель. Меня психология интересовала и раньше. Посидели, порассуждали, выбрали тему исследования, определили методы, и работа пошла.

Многие и многое пробуют, но и нередко бросают. А чем эта деятельность так увлекла тебя? Ведь ты не первый год ею заниматься и, как мне известно, очень успешно.

– Я давно планировала связать свою жизнь с психологией, пойти учиться на психолога. Тему мне посоветовала Мария Викторовна, так как я вообще не представляла, с чего можно начать, что делать, ведь для меня всё было ново. Она предложила связать нашу работу с понятием «время». Выяснить, как оно действует на людей (в нашем случае это были подростки). Как оно на них влияет? Как грамотно им управлять? У меня, конечно, были какие-то варианты, но сейчас я понимаю, что это были слишком мелкие темы. Мария Викторовна предложила более глобальную проблему, и потом, когда мы начали над ней работать, я уже действительно поняла, что это актуальная в наше время тема.

– Это твоя прошлогодняя тема. Если я не ошибаюсь, то твоя новая тема – «страхи»? Расскажи подробнее.

– Да, мы действительно работаем над этой темой. Эта идея поступила уже от меня. Я, можно сказать, на своём опыте знаю, что всем это будет полезно и актуально. К тому же, когда мы выступали на различных конкурсах в районе, городе, никто эту тему не брал, и, мне кажется, было бы очень интересно её исследовать и представить, что мы сейчас и делаем.

– Ты называешь уровень района, города.  Расскажи о своих достижениях.

– Тема моего первого исследования «Особенности восприятия времени у подростков 14-16 лет». Я тогда училась в 9 классе, так что писала практически про себя. Школьного этапа конференции в тот год не было, и мы готовились сразу к районному. Это была юбилейная конференция, поэтому сначала перед нами со своими исследованиями выступили ребята – победители прошлых лет. Получилось, что нам показали уровень, определили планку, что как-то и нас, новичков, конечно, мобилизовало. Я понимала, что у меня хорошая работа, и рассчитывала на успех. Но результаты превзошли мои ожидания – я стала победителем секции «Психология».  Это был мой первый и такой удачный опыт.

Далее был городской этап в НГУ. Там, конечно, была намного более серьёзная и ответственная атмосфера. Я старалась выложиться на все 100%, но, к сожалению, стала только участником, не заняла призового места. Ребята из гимназий, лицеев, действительно, представили очень достойные и интересные работы, держались уверенно, в чём, наверное, немного проигрывала я. Но моё участие в городском этапе стало хорошим стимулом развиваться дальше.  

Именно поэтому мы не остановились на достигнутом и отправили мою работу на всероссийский конкурс в Москву. В результате получили диплом и приглашение представить мою работу на конференции в столице. К сожалению, наша поездка не состоялась (по личным обстоятельствам). А совсем недавно, осенью 2015 года, со своей работой я приняла участие в областной конференции в Сибирской академии государственной службы, за что получила сертификат.

– Как повлияла твоя работа на лично твою жизнь?

– Она открыла мне глаза на моё восприятие времени, я поняла, что тоже не идеально распоряжаюсь данным ресурсом. Глубоко изучив проблему, я теперь знаю, что мне нужно изменить и пытаюсь именно так строить свой день и свою жизнь.

– Расскажи о самом процессе научного исследования. Как он проходит? Может быть, есть какие-то этапы, закономерности?

– Сначала мы думаем, что мы хотим исследовать? С кем? Как? Какую проблему считаем актуальной? Начитываем теорию, кстати, работать с теорией я очень люблю, чтение книг, научных статей мне ближе по моей натуре. Но одной теорией не обойдёшься, ведь свою гипотезу (некое наше научное предположение) мы проверяем экспериментально. Над экспериментом приходится потрудиться – это всегда работа с группой людей, затем обработка полученных данных, выводы, результаты и их соотнесение с гипотезой. Вот такой процесс.

– Как ты считаешь, школа должна быть научной лабораторией?

– Да, наверное. Должны работать с учениками и учителями, эксперименты какие-то проводить. Это, думаю, было бы полезно для всех. Возможно, это бы помогло некоторым ученикам с выбором профессии. По крайней мере, я не вижу в этом ничего плохого.

А сейчас мы пообщаемся с научным руководителем Ирины и нашим школьным психологом Кривых Марией Викторовной, чтобы увидеть проблему глазами педагога. 

– Мария Викторовна, расскажите, пожалуйста, о вашей работе в роли наставника ребят, собравшихся погрузиться в глубины психологии. 

– Каждый учебный год я сопровождаю научно-практическую деятельность ребят, интересующихся психологией. С Ирой я работаю второй год. Очень важно, чтобы человек сам хотел узнать что-то новое и интересное, был ответственным, потому что исследовательская деятельность, на мой взгляд, – это не только поиск научных фактов и информации, но ещё и возможность на себе что-то прочувствовать, пережить. В процессе исследования происходит своего рода психотерапия. Это первое. А второе – это возможность встречаться со сложностями, которые возникают в процессе работы, уметь найти решение, то есть в результате происходит развитие не только интеллектуальных, но и личностных качеств.

– Что вы можете сказать о работе Иры? Что вы считаете главным показателем хорошей работы?

– Конечно же, я горжусь достижениями Иры, рада за неё, потому что вижу её развитие. От одной конференции к другой у неё больше появляется уверенности в себе, она лучше держится на сцене перед зрителями, в этом смысле она очень «выросла», научилась презентовать себя и свою работу. Естественно я рада, что научно-исследовательская деятельность приносит не только грамоты, а именно развитие и личностный рост ученика. Это и есть главный показатель хорошей работы (в смысле результата и процесса).

– Как вы оцениваете научно-исследовательская деятельность в нашей школе?

– В последнее время этим направлением занимается Заздравных Ирина Анатольевна. Она организует её с применением новых технологий и умений, которыми сама владеет, и это принесло свою пользу. В прошлом году интересно, по-новому прошла научно-практическая конференция. В ней участвовали ребята среднего звена. При этом жюри состояло из старшеклассников. Было много зрителей, интересные исследования, выполненные ребятами полностью самостоятельно. Не удивительно, что конференцию ещё долго обсуждали. И от этого учебного года я чего-то подобного ожидаю, может быть, на ещё более высоком уровне. Так что за эти два года, я считаю, произошли очень хорошие перемены в данной области.

– Какие, по вашему мнению, нужны условия, чтобы школа была научной лабораторией? Нужно ли что-то менять?

– Я думаю, что детей заинтересованных и мотивированных достаточно. Важно взрослым научиться поддерживать эту мотивацию. Создать ту самую атмосферу, когда сам ребёнок желает двигаться. Помочь ему достичь цели, научить цели грамотно ставить. Я думаю, в первую очередь, нам, взрослым, нужно научиться поддерживать детей, при этом не выполняя большую часть работы за них. А значит, нужно применять новые инструменты и новые подходы, а, значит, самим всему этому учиться. Тогда школа будет продуктивной научной лабораторией.

Поставь лайк

up
Проголосовали 18 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image