Back to top

Долгих Тамара Ивановна: «о времени и о себе»

Долгих Тамара Ивановна – учитель русского языка и литературы. Вот как она рассказывает о своём детстве: «Я родилась в Новосибирске. С детского сада была активисткой, заводилой, меня всё интересовало. Тогда был такой образ жизни. Мы дома не сидели, гуляли на улице, с горок катались. Росли здоровыми, весёлыми, дружными». И сейчас Тамара Ивановна неунывающий человек. Беседа с ней получилась динамичная и стремительная. Не надо было направлять мою собеседницу, она сама выбирала направление разговора. Получился практически монолог «о времени и о себе», почти по Маяковскому. Пусть он таким и будет.

Училась я в школе № 128 Кировского района. Помню, в 1-м классе мы писали только простым карандашом. Потом позволили писать пером, которое макали в чернильницы-непроливашки. Шариковая ручка с красным стержнем была только у учителя. Потом и у нас появились шариковые ручки, стержни от них заполняли синими чернилами в специальной мастерской. На первого учителя мы смотрели, как на бога.

Подросла – приняли в пионеры. Не думайте, что просто так принимали – надо было заслужить: хорошо учиться, иметь авторитет у учителей, одноклассников. Могли наказать – не принять, например, за враньё, какой-нибудь проступок. К вступлению в пионеры готовились, учили клятву, галстук наглаживали, волновались. Такой эмоциональный подъём был! Помню, районные слёты пионеров в Бугринской роще. Весь район собирался Май. Радостно. Весело.

Хорошо помню диспуты. Спорили. Истину искали. Говорили друг другу правду в глаза. У нас в классе было 36 человек. Учились вместе с ребятами из детского дома. Друг друга не боялись.

Замечательное время было. Сами придумывали праздники. Их по-настоящему душой ощущали, ждали. Не было угрюмых, хмурых людей. На Новый год класс оформляли – настоящий сказочный домик получался, с ёлкой, гирляндами, снежинками, дождём. Всё делали своими руками.

А уроки домоводства! На них я шить, вязать, готовить научилась. Солить огурцы, делать винегрет. Мы наготовим, а мальчишки от пуза наедятся – ждали этих уроков, как праздников. Начали вязать крючком – для кукол шапочки, беретики. И мальчики этому научились, на переменах соревновались, у кого цепочка из петель длиннее получилась.       

У каждого было пионерское поручение. Мы с подружками были вожатыми у ребят начальной школы, ходили к ним в класс, помогали учителю, нам даже тетрадки разрешали проверять – вот такое было доверие. Мы между собой спорили, кто Анну Лукиничну сегодня пойдёт до дома провожать и понесёт тетрадки. Мы даже с девочками очередь устанавливали.

Что буду учителем, знала всегда. Мне самой с учителями повезло. Это были настоящие педагоги – развитые, совестливые, нравственные. Вспоминаю с благодарностью классного руководителя Златогорскую Римму Викторовну. Она вела иностранный язык. Какая интересная в классе жизнь была! Мы сами предлагали что-то провести, организовать. Ходили в походы. Собравшись на дому, рисовали газеты. Одну из них так и назвали «Где вы, наши рыцари?». В ней критиковали мальчиков, но по-доброму, беззлобно. Подлости тогда в отношениях не было.

Чтобы прийти в профессию, окончила педучилище в Новосибирске. Школьно-вожатское отделение. Запомнила практику. Дни здоровья в Заельцовском бору. Песни пели, концерты устраивали. В Горную шорию вместе ездили. Раньше страна наша огромная была. Мы концерты посвящали дружбе народов. Наша группа представляла Узбекистан. Мы лучше всех выступили, и нас наградили путёвками в Ленинград. Ездили всей группой. Чувство коллективизма было колоссальное. Себя воспринимали как часть целого. Недаром говорят: «Разделяй и властвуй!» А мы были едины, не разлей вода.

На эту тему расскажу забавный случай. Чтобы дорисовать газету, спрятались от сторожа в аудитории педучилища. Притаились. Но в 12 часов он нас всё-таки обнаружил, выгнал и классному руководителю рассказал. А мы зачем остались? Да просто нам хотелось быть вместе!

На практике в школе друг за друга переживали. Помню, сокурсница ведёт первый свой урок, волнуется. В конце перед звонком говорит: «А теперь я вам зАдам (с ударением на А) на дом». Мы подсказываем «задАм!» А она, ещё больше волнуясь, говорит: «Я вам на дом зАдам!» (опять с ударением на ту же А).

Закончилась весёлая студенческая жизнь. После училища я 10 лет проработала учителем начальных классов в школе № 128, потом работала в Кемеровской области. Приехала в Новосибирск, пришла в школу по соседству со своим домом. На вахте меня встретила какая-то женщина. Я спросила директора и объяснила, что я учитель начальных классов и пришла по поводу трудоустройства. Женщина сказала мне: «Ну, пойдём заявление писать, только нам нужен учитель русского языка». Мы поднялись в кабинет, и здесь я поняла, что эта женщина с вахты и есть директор Вера Трофимовна Реут. С её лёгкой руки я с 1990 года преподаю русский язык и литературу в нашей школе № 86.

Считаю, что русский язык и литература – основные предметы, они формируют психику, мировоззрение, культуру и интеллект человека. Ещё уверена, что учителя не заменит ни один компьютер, ни одна машина. Педагогика – это общение, воспитание, а не просто передача знаний. Чтобы стать учителем, пройден большой и сложный путь. Диплом. Аттестации на категорию. Постоянное самообразование. Работа над собой. Обидно, что сейчас нет уважения к учителю. Говорят, мы предоставляем образовательные услуги. Это ужасно оскорбляет. Потому что мы учим и воспитываем, вкладываем душу.

В 2005 году я сделала в нашей школе первый выпуск. Учила ребят с 5 по 11-й класс. Смело могу сказать, что это была моя семья, мои дети. Мы до сих пор общаемся. Ощущение, что мы вместе. И сегодня, если случается беда, приходим на помощь. У меня как-то ученик спал на кухне (была у него проблема взросления, пришёл за поддержкой). Сейчас он сам педагог, и я им горжусь. Приятно, что наши ученики – наши дети – идут по нашим стопам.

Уверена, что кроме работы нужно думать о своей семье, посвящать ей достаточно времени. У меня две взрослые дочери, внук и внучка. Старшая, Ксения, закончила педагогический университет. Младшая, Настя, – хирург-офтальмолог, скоро защитит диссертацию. Мои дети и моя мама – главные люди в моей жизни.

Себе тоже нужно уделять время, вести активный образ жизни. Я по утрам непременно делаю зарядку. Хожу в бассейн. Ученики, когда видят меня там, очень удивляются: «Вы тоже в бассейне плаваете?» А я до недавнего времени и в проруби на Крещение купалась. Однажды поехала с дочерью Настей и её друзьями. Сначала боялась, но один раз попробовала и втянулась. Ощущение – восторг! На поверхности стужа минус 40, а вода в проруби – плюс два-четыре. Кажется, что она горячая. Окунулся, вышел на снег и лёд – состояние невесомости! В течение шести лет я была настоящим «моржом». Сейчас, правда, бассейном и прохладным душем ограничиваюсь.

Мне очень нравится поговорка: «Есть три профессии от бога – это врач, учитель, судья», и я выбрала одну из них и ни разу не пожалела. Ещё есть поговорка, что «жизнь прожить не поле перейти». Я довольна своей жизнью, горжусь своими детьми, учениками. Обожаю маму, внуков! Чего же ещё надо для счастья?!

Поставь лайк

up
Проголосовали 19 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image