Сухие листья слов
Эпоха просроченных ценностей и одноразовых смыслов.
Максимилиан Неаполитанский
Как часто мы говорим много, но бессмысленно. Стараясь доказать свою правоту, уговорить кого-либо, ведя важные беседы среди знатоков, просто теряем время. Пока смысл в наших речах отсутствует, мы старательно играем роль значимых людей. И на душе становится гадко от этого. Как в этом разобраться?
11 декабря, в День открытия VIII Тихомировских Чтений, в школе состоялись актовые лекции. Одну из них провел священник Антоний Коваленко, посвятив урок проблеме значения и смысла некоторых слов. Он сделал акцент на том, что не станет говорить о хороших и плохих вещах, не будет учить жизни и воспитывать, согласно своим личным убеждениям, что не будет нам говорить о высоком, недосягаемом, божественном. После следующих слов неподготовленная публика и вовсе стала подозревать, что перед ней стоит не настоящий священник, а кто-то переодетый, ведь они ожидали услышать совсем другие речи.
– Сейчас происходит обесценивание нравственно-духовных ценностей, ведь куда ни посмотри, всюду общественность старается обратить внимание на то или иное событие, преподнося его под призмой морали. Слова, слова, а смысл теряется, если долго повторять одно и то же, не прилагая к высказыванию своего настоящего мнения и ощущения, – обронил неожиданную мысль отец Антоний, и класс затих. Началась беседа о сути вещей, отображающейся лишь в названии, разговор о явлении, отсутствующем без слова.
Антоний Коваленко обратил наше внимание на такую простую вещь, как событие года. Его суть заключается даже не в эпичности момента или столкновении совершенно противоположных сторон, но в накручивании популярности с помощью СМИ и общественности, неформальных группировок или же обыкновенных сторонних наблюдателей. Все это придает событию массовость, и оно, подгоняемое интересом толпы, из ничего не стоящей ситуации превращается в настоящее шоу, чтобы люди продолжали обсуждать это, а оппоненты приобрели бы известность. Это называется делать из мухи слона, но ведь слон растет, словно на дрожжах, из-за нас. И глухой телефон порождает кучу пустых слухов и вязкую ложь, при этом опять же человек считает, что делает что-то значимое.
Когда перед нами оказываются совершенно не похожие друг на друга варианты лжи, мы выбираем из них свою истину и дальше живем, тихонько напевая счастливую песенку. То же касается и слов, которые изображают эти самые варианты. Ведь одно и то же событие наблюдатели могут передать совершенно разными словами, и в итоге выйдет, что подозреваемый в ограблении был лысый блондин с крашенными в рыжий цвет кудряшками, глаза имел узко-широкие, один карий, другой зеленый, а вторая пара глаз была голубой. При этом пожилой мужчина был одет в салатовый костюм оттенка зрелой сливы, и вообще это была женщина тридцати лет!
Любым словом можно изменить себя или других, ведь все мы состоим из этих самых синтаксических единиц. Лишь через слова ты становишься собой, и то, как и зачем ты говоришь, определяет твою суть. Любое произнесенное слово создает отпечаток в будущем, значит, каждое слово имеет последствия, сочиняя, составляя образы.
– Но Тютчев же сказал: «Мысль изреченная есть ложь». Следовательно, все нами сказанное не что иное, как обман, – возразил кто-то из ребят с первого ряда.
Мысль формулируется посредством огромной силы духа. Получается, что большая часть энергия тратится на организацию, озвучивание мысли, и тогда на действия, ведущие к событию, сил не остается. Мы творим внешнюю форму, не равную содержанию, но определяющую ее. И тогда поступки обретают свой цвет, описанные словами. И каждую секунду одновременно живут множество оттенков, да так, что каждое новое событие утопает в этих пестрых волнах. Волей неволей станешь повиноваться законам толпы, как бы мерзко это не было.
Закончилась наша философская беседа таким выводом: каждый человек должен быть голоден духовно, чтобы развиваться, раскрывать жизнь, а если ты уверен в себе, болеешь тщеславием, то уже мертв морально, а значит, и духовно. Все, как учил Достоевский. Что ж, отныне и навсегда мы больше не можем позволить себе вести пустые речи, пускать наружу брань и неосторожные, необдуманные слова.
Антоний Коваленко уже несколько лет сотрудничает с нашей гимназией, однако каждое его посещение оборачивается для учеников светом истины, как будто священник наблюдал за жизнью всех нас и теперь пришел рассказать о своих наблюдениях с теплотой и пониманием. Он не требует от подростков ничего, поначалу вообще может быть отчужден от аудитории, но со временем становится добрым наставником и опекуном каждого сидящего в классе, дабы потом ребята хотя бы изредка вспоминали его мудрые слова. Остается только добавить, что наш лектор, к тому же, является младшим научным сотрудником ГПНТБ, и потому есть смысл задуматься над его словами.
Добавить комментарий