Back to top

Музыка сфер слышна в вышине…

Сегодня героиней рубрики «ЖЗЛ» стала Татьяна Филипповна Шадрина, учитель русского языка и литературы. Основной темой нашей беседы стала важная составляющая жизни Татьяны Филипповны – поэзия.

– Насколько нам известно, у вас есть несколько сборников стихов?

– Два. Один называется «Увидеть птицу», а второй – «Зеркало судьбы». Они были изданы небольшим тиражом.

– Помните ли вы ваши первые стихи? Как они родились и почему?

– Это был май, мы сдавали экзамены после восьмого класса. Как сейчас помню: я сидела в палисаднике, уже распустилась яблоня …У меня родились стихи, посвященные школе. Хотя нет! Это было даже раньше, классе в 5-ом или 6-ом. На уроке русского языка дали задание, что-то нужно было сочинить. У нас в классе был асоциальный ученик, из второгодников. Я сочинила про него четверостишие. Он потом обижался, кулаки мне показывал.

– Как вы сейчас относитесь к первым стихотворным опытам?

– В основном я ими очень дорожу. Какие-то, конечно, наивные, в силу возраста. Писала о любви, о переживаниях, о каких-то обидах, может быть. О несправедливости этого мира.

– Есть ли какие-либо темы или мотивы, которые особенно часто встречаются в ваших стихах?

– Я могу писать абсолютно на любую тему. Дайте мне тему – я напишу вам стихотворение. Но это уже как ремесло. То, что рождается само – это скорее темы, связанные с мировоззрением, их обычно называют философскими темами: о человеческом бытии, о предназначении. Мои стихи скорее для взрослых. Хотя есть одно стихотворение, которое очень нравится пятиклассникам, называется «Чеширский кот».

– Как вы полагаете, филологическое образование помогает или мешает поэту?

– С одной стороны, оно помогает. С другой стороны, оно мне не мешает. Когда стихотворение рождается, я специально не задумываюсь о том, какой размер или форму выбрать. Только потом  уже отмечаю, что да – вот для этой темы вышел вот такой стихотворный размер, вот такой ритм, вот такая рифмовка. Но это я отмечаю в силу того, что имею базовые филологические знания. Начинающий поэт тоже в принципе может писать хорошие стихи без особых знаний, но только если он попадет в «поток».

– Как вы относитесь к ученикам, слагающим мысли в рифму? Можете ли вы дать им какой-нибудь совет?

– Мой совет: пробовать. Потом из всего этого что-то и родится. Не только пробовать, но и читать что-нибудь об основах стихосложения. Всегда молодые поэты начинают с подражания. Чем больше ты начитываешь стихов – тем больше ты что-то понимаешь. А подражали и Пушкин, и Лермонтов... У всех великих поэтов сначала было подражание.

– Были эпохи, когда поэзия была особенно востребована, например, Серебряный век или 60-е годы, когда поэты собирали стадионы и им внимали тысячи людей. Каково отношение к поэзии в современном обществе?

– Поэтическая форма дает возможность выразить свои сокровенные чувства так, как не сделать этого в прозе. Поэтому поэзия всегда была, есть и будет. Другой вопрос, насколько она актуальна и интересна. Сейчас я думаю, что она поднимается к пику волны.

– То есть пик еще будет?

– Совершенно точно.

– Каких поэтов вы бы порекомендовали не пропустить?

– К стыду своему, я почти не знаю современных поэтов. Последнее время я, честно говоря, читаю только специальную литературу, касающуюся культурологии, мифологии, каких-то других разделов науки.  Чаще всего я беру в руки томики Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама. Многим нравится Асадов, но я его почему-то не очень люблю… Из классиков наших мне больше нравится все-таки Лермонтов. К Пушкину я замечательно отношусь, но Лермонтов мне ближе. Бродский тоже интересен. В юности у меня особенных поэтических пристрастий не было. Все, что попадалось – все читала.

– То есть в юности у вас особых творческих ориентиров не было? Вы старались прокладывать свой собственный путь?

– Ну да. Видимо, и сейчас также.

– Может ли поэт быть безразличным к реальности вокруг? Согласны ли вы с мнением, что поэты живут только в своем мире?

– Я думаю, что нет. Так или иначе, он живет в этом пространстве, в этом времени. И все равно он проживает это время, и это время найдет отражение в его стихах. Но у поэта чаще всего бывает свое собственное видение на то, что происходит вокруг. И порой это видение не согласуется с тем, что хотели бы от него слышать. Тогда возникает конфликт. Поэт – также как художник или музыкант – обладает обостренным слухом и зрением. Свои послания к современникам или потомкам он зашифровывает в метафорах.

– Почему бы поэту не сказать все прямо, без метафор, эпитетов и так далее?

– Тогда пропадет весь смысл поэзии. Мы же не воспринимаем Библию в прямом смысле, она сплошь состоит из метафор. Я позволю себе сравнить поэта с пророком, как это уже делал Пушкин. Имеется в виду, когда это на самом деле поэт, а не ремесленник. Обладая определенными навыками, зная основы стихосложения, можно прекрасно складывать стихи – будет рифма, будет весело и интересно, но это не будет поэзией в том самом высоком, изначальном смысле.

– Поделитесь секретом: как начать писать стихи?

– Это не происходит так, что «я вот сейчас сяду и буду писать или картину нарисую». Должна быть совокупность факторов. Тут должно и идти от человека – если он думает, постигает основы все того же ремесла. Здесь его творчество, его осмысление, мировоззрение. И когда от человека идет посыл – его усилия – они рано или поздно достигают каких-то успехов. Тогда встречается посыл, идущий от человека и то, что мы называем трансцендентностью.

– Что вы думаете о людях, которые сделали творчество своей профессией? Позволительно ли творческому человеку так растрачивать свой талант?

– Если ему хватает на это энергии. Когда творческая энергия растрачивается, это на уровне биофизики потом проявляется. Эти вещи взаимосвязаны – как будто воздушный шарик – раз! – и сдули. Он же уменьшился, нехороший такой по форме стал. Поэтому творчество в основном и бывает периодами. У меня еще не было времени анализировать, почему этот поток льется, льется, а потом  в какой-то момент затухает.

– Что вам приносит удовольствие, кроме работы и стихосложения?

– Природа, конечно. Я вот море, например, очень люблю. Путешествовать вообще люблю, смотреть новые места, как-то себя ощущать в новом пространстве. Последний раз была на Адриатическом море, потрясающее место! Вода – чистейшая бирюза, пейзажи открываются великолепные, климат теплый, все благоухает...

– Завершить нашу беседу я бы хотела следующим вопросом: почему вам нравится работать учителем?

– Мы недавно с коллегой беседовали о том, что наша профессия хоть и трудная, но интересная. Мы видим цивилизацию как бы на срезе. Поколения стали очень быстро меняться. Интересно за этим наблюдать.

Чеширский кот

Чеширский кот скривил улыбку,
Улыбка смыла пол-лица.
Кот предпринял ещё попытку –
Из уха выплыла овца.

Она смеялась, словно ужас,
Кривила жалкие мозги.
В пол-оборота обернулась,
Но не увидела ни зги.

Больной портрет бежал по полю,
Кружилась в небе кочерга.
Простой трамвай летел на волю,
В обнимку с ним плыла пурга.

За одеяло зацепилась
Улыбка бедного кота.
В кромешной тьме она светилась,
Но в этот раз была не та.

Объята жадностью и страхом,
Пустилась в тяжкие она.
Повисла ровным, белым прахом
И примостилась у окна.

Стекло улыбку отразило,
Сам кот был где-то вдалеке.
Вдруг отражение уплыло,
Раздалось «мя» на чердаке.

Поставь лайк

up
Проголосовали 23 пользователя.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image