Две недели счастья в ВДЦ «Смена»
Наше поколение – поколение будущего. Именно от нас зависит, каким оно будет. Сейчас существует масса мест, раскрывающих потенциал молодежи. Одно из таких мест Всероссийский детский центр «Смена», в котором я побывала.
«Смена» – один из ведущих детских центров образования и отдыха в России. Основная территория лагеря расположена на побережье Черного моря, в живописной долине рядом с поселком Сукко недалеко от города-курорта Анапа. В начале июня 1985 года состоялось торжественное открытие Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря (ВТОЛ) «Рабочая смена». В 2004 году «Рабочая смена» получила новое имя. Теперь это Федеральный детский оздоровительно-образовательный центр «Смена». С тех пор прошло много лет. Современная «Смена» – это три детских образовательных лагеря: «Лидер», «Профи», «Арт». Одновременно в них могут находиться 1200 детей, а в течение года – свыше 16 тысяч. Ежегодно в Центре проходит до 17 смен, на которые приезжают ребята в возрасте от 11 до 17 лет из всех регионов России, стран СНГ и даже дальнего зарубежья. Летом смены длятся 21 день, а с осени до весны – 14 дней, чтобы дети могли быстро наверстать школьную программу по возвращению домой. В «Смене» дети и подростки обучаются по множеству программ – авторских, созданных педагогами Центра, и партнерских, реализуемых совместно с федеральными и региональными ведомствами, крупнейшими компаниями, организациями и общественными движениями страны. С 2017 года здесь действует единственный в стране Всероссийский учебно-тренировочный центр профессионального мастерства и популяризации рабочих профессий. В нем ребята осваивают самые современные и востребованные направления: инженерия космических систем, фармацевтика, мультимедийная журналистика, промышленная робототехника, инженерный дизайн и многие другие.
Поехать в «Смену» было спонтанной идеей. Мама предложила отправить заявку. Я согласилась. Обычно еще необходимо прикладывать сведения о достижениях, но в моем случае это было необязательно, так как путевок выделили на наш регион больше, чем обычно. Я попала в лагерь «Арт», так как смена называлась «Артлаборатория лидеров» и была посвящена формированию наших лидерских качеств и развитию творческих способностей. У лагеря «Арт» своя история. Еще на территории Всесоюзного трудового оздоровительного лагеря «Рабочая смена» появился палаточный туристический лагерь «Тенистый». Когда «Рабочая смена» превратилась во Всероссийский детский центр «Смена», лагерь «Тенистый» тоже сменил свое название на «Детский образовательный лагерь «Арт». Изменениям подверглась и инфраструктура – палатки сменились на уютные коттеджи, оборудованные всем необходимым для комфортного пребывания детей. Именно в этом лагере теперь проходит большинство творческих образовательных программ «Смены». Программа «Арт-лаборатория лидеров» построена так, чтобы юные участники развивали свои творческие способности и таланты, лидерские качества и попробовали себя в проектной деятельности под руководством кураторов. В рамках программы проходят мастер-классы, экспертные сессии и встречи с успешными людьми, конкурсы, творческие и спортивные дела. В течение смены участники ведут рабочую тетрадь «Навигатор Лидера» и составляют «Карту личностного роста».
Я не очень хотела ехать в «Смену», потому что и представить не могла, что эта поездка станет одним из лучших событий в моей жизни. Когда мы добрались до лагеря, нас встретили вожатые. После распределения по отрядам, мы отправились в корпус, в котором предстояло жить 2 недели. Туда уже заселились ребята, приехавшие раньше нас, с которыми у нас сразу же сложились хорошие отношения. Мой отряд мне понравился сразу, и я поняла, что мне будет здесь интересно и весело. Началась насыщенная делами и событиями лагерная жизнь. Мы посещали лекции, которые были организованы Российским обществом «Знание». Они были посвящены формированию гибких навыков, так называемых «soft skills»: тайм-менеджменту, организации командной работы, развитию эмоционального интеллекта, лидерству, а также навыкам самопрезентации. Кроме того, нашему отряду были представлены на выбор два СОМа (сквозных образовательных модуля): «Музыкальная гостиная» и «Мелодия струн». Я выбрала «Музыкальную гостиную». Мы обсуждали пространственные, временные и пространственно-временные виды искусства, но наше внимание акцентировалось на временных видах: литературе и музыке. Нас учили играть на русских народных инструментах: треугольниках, трещотках, ложках, а также на ксилофоне и пианино. На предпоследнем занятии была викторина на проверку того, что мы запомнили за время наших занятий, а на последнем был квартирник, на нем мы показывали номера, которые подготовили на занятиях. Мы на пару с Артемом читали стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро». Далее шли музыкальные номера: игра на ксилофоне, на ложках, на пианино. А в конце была номер с участием всех русских народных инструментов, на которых мы научились играть. В качестве зрителей мы пригласили другой отряд. В конце квартирника было торжественное вручение сертификатов за успешно пройденное обучение.
В гости к сменовцам приезжают эксперты ведущих российских промышленных и IT-компаний, космонавты, политики, общественные деятели, волонтеры, олимпийские чемпионы, известные актеры театра и кино. Они делятся своими историями успеха и мотивируют ребят на профессиональное и личностное развитие. У нас была встреча с Владимиром Евгеньевичем Косенчуком – исполнительным директором «Международной ассоциации студенческого телевидения», генеральным директором канала «Просвещение». Мы обсудили с нашим гостем взаимосвязь монтажа и операторской работы, разобрали съёмочные планы и важность деталей в искусстве кадра. Он рассказал нам о правилах и способах создания аудиовизуального контента. Вот какой совет дал нам Владимир Евгеньевич: «В журналистской профессии не может быть дилетантов. Базовое образование нужно получать обязательно. Монтаж, съёмки, режиссура, умение брать интервью – сегодня это конвергентная журналистика. Если вы хотите быть узнаваемыми, то должны создавать максимально качественный контент».
Но главным в этой смене было создание отрядного проекта. Мы должны были предложить любое культурное мероприятие, которое могло бы стать традиционным для всех смен лагеря. Когда шли обсуждения, мне пришла в голову идея организовать прощальный «огонек» для всех отрядов Арт-смены, где желающие могли бы поделиться своими впечатлениями. Все поддержали мою затею. Мы назвали мероприятие «Прощальный аккорд». Дальше мы стали думать над программой, распределять работу среди тех, к сожалению, немногих, кто активно включился в процесс. Нам помогал наш куратор. Кто-то делал письменную часть, кто-то презентацию будущего проекта. Во время наших следующих занятий по проектной деятельности мы с куратором обсуждали, что необходимо будет сделать, думали над программой «огонька». Мы составили план, где расписали все буквально по минутам. План был таков: приветствие (2 мин), желающие от каждого отряда делятся впечатлениями и эмоциями (12–15 мин), пение лагерных песен (25-30 мин), флешмоб (4 мин), прощание (5 мин). Мы распределили обязанности: два человека занимались созданием письменного описания проекта, художница Лиза делала презентацию, мальчик Артем делал дизайн брошюры, еще одна девочка – Маша, готовилась вести огонек, двое готовились к защите проекта перед жюри. Следующим этапом стало составление списка песен для общего исполнения. Мы выбрали песни, которые очень часто, если не всегда, поют в лагерях. Нам показалось, что интереснее будет, если песни будут исполняться под аккомпанемент гитары нашего вожатого. Уговаривать его не пришлось, он сразу согласился, репетировали флешмоб для завершения нашего мероприятия. Это был танец, который предложил наш куратор. Движения были легкими и запоминающимися, танец мы хорошо отрепетировали. И предполагалось, что все будут танцевать вместе с нами.
Наступил день нашего «Прощального аккорда». Тогда мы и подумать не могли, что все пойдет не по плану. За час до ужина все отряды собрались в конференц-зале. Но неожиданно для меня вышел защищать свой проект другой отряд. Может об этом кто-то и знал заранее, но я думала, что отряды пришли исключительно на наш «огонек». Я немного занервничала, но, несмотря на это, надеялась, что все пройдет хорошо. Наступила наша очередь. После приветствия мы предложили желающим поделиться своими эмоциями и впечатлениями. Перед тем, как дать слово ребятам, мы показали на своем примере, чего мы от них ожидаем. Из зала захотели высказаться человека 4. Особого энтузиазма не было, большинство присутствующих переговаривались между собой. Когда по плану пришло время петь песни, стало ясно, что интерес пропал почти у всех. В середине зала сидел наш вожатый с гитарой, а я стояла рядом и держала микрофон у гитары. Все смотрели на нас и недоумевали, что мы делаем. А потом продолжили переговариваться. Песни под гитару не пел почти никто, кроме активистов из нашего отряда. Конечно, нас пытался поддержать и другой отряд, с которым мы очень дружили, но кто-то не знал слов, кто-то не помнил мелодии. Когда мы с горем пополам спели три песни, мы поняли, что больше петь с нами никто не собирается. И в этот момент вдруг резко включилась музыка, под которую мы должны были танцевать наш флешмоб. Пожалуй, это единственное, что получилось неплохо. К нам даже присоединились человек 10-15. После огонька многие уходили недовольными, а один мальчик даже сказал: «Я бы лучше поспал, мы просто потратили время впустую». После этих слов мне стало так обидно, что я даже заплакала. Ребята из другого отряда подошли меня поддержать и успокоить. Потом я, конечно, осознала, что такие неудачи делают меня только сильнее и более подготовленной к сложным жизненным испытаниям. Мы проанализировали причины неудачи нашего проекта внутри отряда. Одной из ошибок была непродуманность деталей каждого пункта. План мы написали и примерно представляли, что должно быть. Но мы не учли интересов других отрядов и своих возможностей. Хоть я и участвовала во флешмобе, я только в день мероприятия узнала, что мы проводим наш огонек в конференц-зале, а не на малой сцене, где, как изначально планировалось, будут светильники и гирлянды для создания уютной атмосферы. А в зале в 5 часов вечера было очень светло и неуютно, даже шторы нельзя было опустить. На брошюрах, которые мы расклеили на жилые коттеджи отрядов, мы не написали, что конкретно у нас будет по программе, поэтому ребята не представляли, что им предстоит делать. Для того, чтобы были все вовлечены в процесс, я думаю, что нужно было сделать опрос в каждом отряде, что им нравится из предложенных нами вариантов, и от этого отталкиваться. В брошюре нужно было написать план нашего мероприятия, а также список песен для общего исполнения со словами. Важной причиной неудачи стала недостаточная активность большинства ребят из нашего отряда. В коллективе должен быть командный дух, который повышает шансы на успех. А для того чтобы все сплотились, нужна общая цель, ее понимание и увлеченность этой целью. Я думаю, нужно было разделить отряд на группы, распределить обязанности и назначить ответственных. Так бы работа шла эффективнее, и проект был бы продуман более детально. И все-таки «Смена» – хороший лагерь. Он обладает своей, отличной от других лагерей, атмосферой. Конечно, от многих факторов зависит, чтобы обстановка располагала к себе. Но главный залог успешной смены – люди. Как дети, так и вожатые.
Могу сказать, что в «Смене» мою смену (извините за тавтологию) «сделали» именно люди. Спасибо вожатым, которые помогали сплачивать отряды. У нас не было эмоционального напряжения, чего нельзя сказать про Артек, где я побывала уже после «Смены». В «Смене» была цель получить как можно больше удовольствия, знаний, навыков, а в Артеке победить в Морском многоборье. Нам постоянно твердили, что мы Морской отряд и, как никто другой, должны сплотиться благодаря морскому делу. Без этого не будет победы. Именно победы, а не дружного отряда, в котором не будет напряжения, и все будут стоять горой друг за друга. В «Смене», несмотря на то, что мы не победили в лидерской игре, мы получали неимоверное удовольствие от того, что находились в лагере. И вожатые нас не заставляли, а заинтересовывали. Они проводили для нас интересные тематические «огоньки», которые помогали разгружаться эмоционально. Мой отряд подарил мне две недели счастья. Я, действительно, стала счастливее. Хотя с тех пор прошел год, я помню всё, как будто моя смена в ВДЦ «Смена» закончилась вчера.
Добавить комментарий