Back to top

Новониколаевская женская гимназия Павлы Смирновой

В один летний солнечный день я направлялась к кинотеатру «Победа». Я прошла мимо красивого здания театра «Красный факел», подняла вверх голову, дабы увидеть макушку высокого бизнес-центра «Кобра». Справа мне улыбнулись три солнышка на входе в театр кукол. А слева моему вниманию предстало одно интересное здание. Я замедлила шаг. Старинный дом выделялся из городской суеты. Массивные здания, высокие небоскребы окружали его. Проехала повозка? Ах, нет, это автомобиль с прицепом промчался по дороге. Дом было видно издалека. Как будто кусочек старого Новониколаевска был оставлен кем-то, а время понеслось вперед. Остановившись около здания, я начала осматривать резные белые ставни, стараясь увидеть, что же творится за стеклом. Но, увы, кроме черноты, я ничего не увидела. Дом выглядел аккуратно, как с иголочки. Как будто и не проходило столько времени с его постройки. «Что же это за здание? – спросила я себя, – надо будет непременно узнать. И я оставила его на том же месте, среди современного Новосибирска.

Прошло несколько месяцев, начался учебный год, я забыла про тот небольшой кусочек старого города, который повстречался мне однажды. Но судьба распорядилась так, что я встретилась с ним снова, но уже на страницах книги. Она попалась мне на глаза в музее нашей гимназии «У истоков города». Называлась она «Виды Новосибирска». В книге были представлены старые фотографии Новониколаевска с изображением знаменательных зданий, примечательных мест. Тогда, беззаботно листая страницы истории, я была совсем не готова к встрече. Но открыв 53 страницу, я увидела своего старого друга. Сначала я его не узнала, черно-белая фотография, никаких зданий поблизости, лежит снег, низкий заборчик, два человека в шубах, и больше ничего. «Где же я тебя уже видела?» – спросила я у фотографии, будто ожидала, что она мне ответит. Удивительно, но сначала я вспомнила не то старинное здание среди шумного города, а маленькую почтовую открытку, которую я нашла у бабушки полгода назад. Она датируется 1916 годом, и на ней изображена в точности такая же фотография, как и в книге, с надписью «Женская гимназия».

Гимназия? Женская? И тут моя любознательность взяла вверх. Как юные девушки обучались в гимназии в начале двадцатого века? Какие предметы они изучали? Что общего между мной, современной гимназисткой, и той, что сидела за партой Женской гимназии в старом Новониколаевске? Тогда я точно решила, что на все вопросы найду ответы, и принялась за работу. К счастью, у меня не было проблемы, где взять информацию. В музее нашей гимназии хранится много книг по истории нашего города. На глаза мне попалась одна из таких. Это был каталог, который назывался «Памятники истории, архитектуры и монументального искусства Новосибирской области». На его страницах я нашла то самое здание. «Памятник деревянного зодчества» – гласил заголовок. Ниже располагались две фотографии. Первая – яркая, цветная, сделанная в наше время, рядом с домом стоят автомобили, вдалеке виднеются крыши зданий. Вторая фотография была такой же, как на старинной почтовой открытке. Снимки сделаны с одного и того же ракурса, поэтому здания можно легко сравнить. Удивительно, но здание почти не изменилось. Все те же узорчатые белые ставни, цокольный этаж кирпичный, первый и второй – деревянные, белая крыша. С левой стороны на каждом этаже по 7 окошек, с правой – 8. По стенам дома спускаются водосточные трубы, на третьем этаже белый узорчатый балкон. Только вот на старой фотографии на этом самом балконе табличка с надписью «Женская гимназия». Также в этом каталоге представлен план здания и небольшой текст. Согласно ему, в здании сочетаются элементы сибирского деревянного зодчества, архитектуры барокко и классицизма. План дома Г-образный, просторные помещения расположены по периметру здания и выходят в длинный коридор, расположенный в центре. Дом пережил два крупных пожара, после них был успешно реконструирован. Но это лишь небольшая информация о внешнем виде, интересней всего мне была его история. Что же хранят стены этого здания? Почему оно так важно для города?

В ходе своей работы я всё больше узнавала об истории этого здания. Оказалось, этому дому уже больше ста лет. Построено оно в 1905 году. Владельцем был Иван Тимофеевич Суриков, один из самых состоятельных граждан города и первый городской староста. Он сдал дом в аренду попечительскому Совету для размещения в нем женской гимназии. До этого здание пустовало, а в 1913 году в нем зазвучал женский смех. Это было первое в городе женское учебное заведение. После его создания открывались ещё женские школы, гимназии, но эта была первой, что говорит о ценности этого здания. Прочитав много информации о гимназии, я так и не смогла получить полного представления о ее жизни. Во всех изданиях указывались лишь даты, даты, даты и ничего про жизнь учениц и учителей. Но всё изменилось, когда я прочитала книгу М.Н. Щукина «Белый фартук. Белый бант» и изучила документы, которые мы обнаружили в Государственных архивах Новосибирской и Томской области. С каждым прочитанным словом передо мной складывалась картина жизни гимназии. Она становилась все четче, и мне начало казаться, что я перемещаюсь в то время, прогуливаюсь по коридорам гимназии и сижу на уроках вместе с ученицами.

Гимназистки того времени отличались от нынешних. Они носили строгую форму: темно-зеленое платье с фартуком, черные чулки и ботиночки. Волосы всегда были собраны или заплетены в косу. Запрещались всякие украшения, только если девушка выходила замуж, она могла носить обручальное колечко. Опоздания были недопустимы и все заносились в личное дело. На уроках гимназистки вели себя спокойно, внимательно слушали учителя и никогда не разговаривали друг с другом. Даже вне гимназии за ученицами был установлен строгий контроль. Им запрещалось ходить на некоторые спектакли, в кино. За нарушение устава начальница могла исключить из гимназии или сделать выговор. Причем все ученицы были равны, социальное положение не влияло на отношение к гимназистке. Самое яркое происшествие за всю историю гимназии, когда дочь известного богатого купца Софья Маштакова отправилась с родителями на костюмированный вечер в маске. В уставе гимназии было четко прописано, что такие мероприятия строго запрещены. И впоследствии, несмотря на состоятельного отца, Софье сделали выговор и решали вопрос о ее исключении. Любой, наверное, сейчас подумает, что девушкам шагу не давали ступить. Было ли у них свободное время для развлечений? И на этот вопрос в архивных документах можно найти ответ. Гимназистки часто посещали благотворительные вечера, которые проходили в здании Реального училища, там они общались с юношами, танцевали с ними. Вместе с «реалистами» они устраивали елку, репетировали номера и хорошо проводили время. Потом из девушек вырастали воспитанные и образованные женщины, верные жены и добродушные матери. И в этом, прежде всего, заслуга гимназии.

Но, конечно, основу обучения составляли учителя. Досадно, что в научной литературе ничего не сказано про них. Но, к счастью, в архивных материалах мы нашли немало сведений о преподавателях. В гимназии работало примерно 14 учителей. Каждый вел свой урок, но некоторые преподавали сразу несколько. Жалование зависело от количества уроков в неделю. Все учителя имели престижное образование, они были преданы своему делу, любили преподавать, и делали это очень хорошо. Высшую степень преданности учительскому долгу преподаватели доказывали клятвенным обещанием, текст которого мы обнаружили в Государственном архиве Томской области. Я была удивлена, когда прочитала его. До этого я знала лишь то, что клятву дают медицинские работники, врачи, после обучения. Для меня это стало большим открытием. И я поняла, зачем это нужно. Ведь дать ученицам должное воспитание может только верный и добросовестный учитель. Также в гимназии работали классные дамы, которые не вели уроки. В их обязанности входило выставление оценок в дневники, наблюдение за поведением девочек на переменах и вне гимназии. Также они проводили беседы о поведении, но не на уроках, а когда это требовалось. Начальницей гимназии со дня ее основания и до самого закрытия была Павла Алексеевна Смирнова. Подробных сведений о ней нигде нет. Она была скромной и не искала известности. По воспоминаниям учениц, она была сдержанной, хорошо воспитанной, была предана своей гимназии, не бросала её даже в самые трудные годы. Павла Алексеевна Смирнова была мудрой и упорной женщиной. Я рада, что её имя увековечено на табличке, которая сейчас прикреплена к стенам здания гимназии.

Что же случилось с гимназией потом? После революции и гражданской войны здание было отдано под советскую школу. Дальнейшая жизнь начальницы и учителей неизвестна.

Почему здание пустует сейчас? Или в нем всё-таки что-то находится? Ответ на этот вопрос я старалась найти, и нашла его на карте нашего города. Я искала это здание по адресу ул. Ленина, 11. Какую информацию я обнаружила? Во-первых, там, безусловно, написана история этого здания, так как оно представляет историко-культурную ценность, во-вторых, точный адрес и количество этажей. Но меня поразило третье. В этом здании, на данный момент, находится кафе и ночной бар-клуб. Всем известно, какие вещи творятся в подобных заведениях, но почему они располагается именно в этом доме, где когда-то моральные ценности стояли выше социального положения? Ведь еще в клубах огромный риск возникновения пожара, тогда дом будет уничтожен. С ним уйдет тот девичий смех, та память, которую хранит этот дом. Все постепенно улетучится. И больше никто, проходя мимо, не сможет, хоть на мгновение, уйти в прошлое, задуматься, что же хранит это здание. Нужно беречь и не осквернять памятники архитектуры. За ними стоит история, стоят люди, и, разрушая все на своем пути, мы как будто стираем прошлое родного города, страны, своей нации и семьи.

Поставь лайк

up
Проголосовали 30 пользователей.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image