Back to top

Бывших авиадиспетчеров не бывает

Мой дедушка, Евсеев Олег Юрьевич, 30 лет работал авиадиспетчером. Но как он сам говорил, когда я проводила это интервью: «Бывших диспетчеров не бывает». Сейчас он работает инструктором на тренажере для молодых авиадиспетчеров. Я решила задать несколько вопросов моему дедушке и узнать больше о его главном смысле жизни – авиации.

– Первое, конечно, что хочется спросить, почему же ты выбрал профессию, связанную именно с авиацией?

– Совершенно случайно. Два бывших одноклассника в авиационное училище поступили, а я работал на заводе «Сибтекстильмаш». Представляешь себе, на дворе 1979 год, а они мне присылают посылку, а в ней джинсы, разные импортные вещи… Вот этим они меня и «купили». Слава Богу, что я туда попал.

– Сколько ты учился, чтоб получить специальность?

– В училище 3 года практически (2 года и 10 месяцев) и 4 в академии. В 1983 году закончил, а потом сразу пошел работать в городской аэропорт.

– И тебя сразу посадили в диспетчерское кресло?

– Нет, конечно. Прежде чем начать управлять самолетами, ты должен получить допуск к самостоятельной работе. Видов диспетчерской работы тогда было много: диспетчер ДПР; диспетчер у линии, который рулит; диспетчер СДП, который разрешает взлеты и посадки; диспетчер посадки, который руководил посадкой по посадочному радиолокатору, то есть это очень сложный механизм, сложно рассказывать. Это как слоеный пирог: у каждого диспетчера своя зона ответственности.

– Наверное, страшно чувствовать такую ответственность. Боялся в первый раз самостоятельно управлять самолетом?

– Боялся? Нет, конечно, у нас было столько практики, что уже и бояться было нечего. Мы сотни часов стажировались, и в училище практика была, и потом, когда уже на работу вышел, долго под контролем опытного диспетчера работал.

– Какой самый интересный случай из твоей практики первым приходит на ум?

– Самый запоминающийся случай был, когда однажды летел из Иркутска самолет, и у него возникли проблемы с механизацией крыла, поэтому он попросил посадку в Толмачево. А механизация крыла – это та вещь, которая необходима самолету при взлете и посадке. Если ее не будет, то просто может не хватить полосы при посадке, так как скорость увеличивается. И вот мы с коллегой успокаивали экипаж и подробно указывали на все, что им было необходимо сделать, так как люди были буквально на взводе. Ну а мы им говорили: «Ребята, не волнуйтесь, все будет хорошо». Поэтому наш начальник и сказал нам позже, что он был поражен нашим спокойствием. Понимаешь, диспетчеры – это воздушные регулировщики, способные в нужный момент оказать помощь экипажу.

– А сам ты летал в кабине пилота?

– Конечно, летал. Как иначе? Училище-то военное было, мы практику полетами сдавали. Много было посвящено именно штурманской подготовке. Летали в Питер, в Одессу, в Минск, в Кишинев, выполняя функции штурмана, конечно, не пилота. Кстати, много у меня друзей уходили летать, переучиваясь на штурманов. В авиации все это взаимосвязано.

– У тебя много наград за все эти 30 лет?

– Значков много разных, вон, полный ящик. Отличник аэрофлота, безаварийная ОВД… если в форме ходить, у меня вся грудь была бы увешана. Я приличным диспетчером был, это тебе кто угодно скажет.

– Насколько изменились технологии в диспетчерском деле за время, что ты работал, и изменились ли вообще?

– Конечно, изменились. Все же всегда усовершенствуется. Я вот когда только пришел, у меня был такой маленький радиолокатор, маленький выносной индикатор. И там что было? Одни меточки. Это как телевизор и зелененькие точечки такие, то есть самолеты. Сейчас же все абсолютно иное. Сейчас есть вторичная радиолокация. То есть ты видишь самолет, видишь высоту, скорость, курс, посмотреть можно все, что угодно. Стало намного легче работать, так как ты получаешь гораздо больше информации.

– Какие качества необходимы, чтобы стать хорошим авиадиспетчером?

– Знания, прежде всего. Хотя вот трудно сказать. Порой человек приходит с красным дипломом, все учебники, как «Отче наш» знает, но когда садится за рабочее место, видно просто, что это не его. Не может настроиться внутренне. Нужны выдержка, спокойствие и умение быстро реагировать на сложившуюся ситуацию.

– Ты доволен тем, что посвятил этому свою жизнь?

– Конечно, вообще ни капли не жалею. Если бы можно было, повторил бы еще раз, даже не сомневаясь, потому что настолько интересная работа!

После интервью дедушка показал мне много видео и фото, связанных с его профессией, и я поняла, что авиадиспетчер – это настоящее призвание. Я очень горжусь тем, что в моей семье есть такой человек, который с удовольствием занимается своей работой.

Поставь лайк

up
Проголосовали 11 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image