«Социальный педагог РЕАЛЬНО помогает людям!»
«Если счастлив сам, счастьем поделись с другим…»
Разговор о такой неоднозначной, сложной и вместе с тем очень ответственной профессии мы решили провести с Ниной Ильиничной Грибенчук, социальным педагогом высшей квалификационной категории Экономического лицея Центрального района города Новосибирска.
– Нина Ильинична. Расскажите, как Вы пришли в профессию, стали социальным педагогом?
Жизнь распорядилась так, что в период перестройки в связи с семейными обстоятельствами я была вынуждена сменить место работы.
Я работала в институте, который находился далеко от дома. Мне было очень тяжело совмещать работу и семью, тем более у меня был маленький ребёнок. Как раз в это время начали создаваться социальные службы. Я перешла на работу заведующей отделением в Центр социального обслуживания населения Центрального района. Я сразу же включилась в общественную жизнь, принимала участие в организации заездов пожилых людей, оказавшихся в кризисной ситуации, и детских заездов (во время каникул). В течение многих лет приоритетным для меня было общение с детьми, я считала эту работу самой интересной.
В Экономический лицей я пришла в 1998 году на должность социального педагога. Многие факторы сыграли немаловажную роль в выборе именно этого учебного заведения, и я довольна тем, что моя работа приносит пользу. Я очень люблю свою профессию!
– В чём заключается Ваша работа?
Социальный педагог – это, прежде всего, посредник между личностью ребёнка и государственно-общественными социальными службами, организациями и учреждениями, призванными заботиться о ребёнке и его семье. Самое главное – это защита прав детей, конкретная помощь семьям и детям в случае кризисных ситуаций или каких-либо серьёзных проблем. Методологическая установка социального педагога: содействие созданию условий для формирования благоприятной, педагогически целесообразной социальной среды для ребёнка, а также актуализация внутренних возможностей ребёнка.
Цель социально-педагогической работы в лицее – способствовать первичной социализации личности лицеиста, вхождению ребёнка во взрослую жизнь. Социализация – процесс включения индивида в общество, процесс овладения накопленным опытом и установками, социальными ценностями и нормами; процесс формирования социально значимых черт личности; это возможность жить и реализовываться в том обществе, в котором человек живёт.
– Чем профессия социального педагога отличается от профессии психолога?
Социальный педагог и психолог, каждый по-своему, помогают ребёнку быть и чувствовать себя счастливым.
Психолог, прежде всего, занимается состоянием души, а социального педагога интересуют реальные проблемы условий жизни ребёнка. Мне важно, чтобы мои подопечные были накормлены, одеты, обуты, чтобы к ним хорошо относились в социуме, чтобы ребёнок мог реализовать себя. Моя задача – насколько это возможно, ликвидировать факторы, связанные с физическим, материальным, социальным неблагополучием ребёнка.
– Каковы направления Вашей деятельности?
Социальный педагог, являясь проводником социальной политики государства в учебном заведении, определяет направление социально-педагогической работы с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации: детьми, оставшимися без попечения родителей; детьми-инвалидами; детьми, пережившими психическое или физическое насилие; детьми с отклонениями в поведении; детьми, проживающими в малоимущих семьях.
Одно из главных направлений моей деятельности – профилактическая работа. Для социального педагога важно заниматься не последствиями каких-либо проблем, а заранее предупредить появление неблагоприятных ситуаций. Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних, профилактика асоциального поведения и социальных пороков, таких, как наркомания, токсикомания, безнадзорность, социальное сиротство, помогает предотвратить возможные сложности и какие-либо проблемные ситуации в жизни ребёнка.
Вместе с тем крайне важна и социальная диагностика. Прежде чем заниматься профилактикой, нужно сначала выяснить, какие проблемы наиболее острые в учебном заведении. Это очень серьёзное направление, включающее в себя и составление социальных паспортов классов и лицея в целом, анкетирование, тестирование, наблюдения, личные взаимоотношения с родителями и классными руководителями, детьми. Такая работа помогает увидеть школьную ситуацию в целом, определить пути решения проблем.
Несомненно, важна и организационно-методическая работа с классными руководителями и начинающими педагогами, работа с родителями, а также просветительская деятельность.
– Какие самые сложные проблемы стоят на первом месте в нашем обществе?
Школа есть часть общества, а в обществе существуют различные проблемы, некоторые из них касаются и школы. Серьёзных проблем, к сожалению, очень много. Именно поэтому сейчас социальные службы работают наиболее активно.
Основные проблемы – это социальные пороки, такие, как наркомания, токсикомания, бродяжничество, безнадзорность, социальное сиротство. Существенную роль в появлении этих проблем играют и трудности в семьях, где «процветают» алкоголизм, психическое нездоровье детей и родителей, отсутствие душевного тепла, серьёзные материальные трудности.
Самая значимая, насущная проблема в нашем обществе – это та негативная информация, которая доступна детям через СМИ. Телевидение, жёлтая пресса, Интернет, показ технологии насилия и аморального поведения, неуважительное отношение к родителям, дискредитация статуса семьи, к сожалению, привносит в жизнь детей очень много отрицательного. Оттого молодеет преступность, наблюдаются безнравственные проявления среди несовершеннолетних. В этом плане школа является сдерживающим фактором подобных негативных явлений, потому что в работе с учащимися социальная служба и педагогический коллектив использует стратегию сдерживания, альтернативы и позитивной профилактики.
– Какие мероприятия Вы проводили с детьми? Каковы их результаты?
В октябре в нашем лицее была официально проведена декада правовых знаний. Этот месяц был посвящён проблемам права и иным юридическим вопросам. Наш лицей часто посещают различные специалисты, профессионалы своего дела, они всегда проводят свои тематические мероприятия на достойном уровне. Например, недавно мы приглашали представителя наркоконтроля Алексея Олеговича Калёных, он проводил в лицее большую акцию о вреде наркотиков: показывал фильм о пагубном влиянии наркотических препаратов, разговаривал с детьми об этой проблеме. Впрочем, на разных параллелях проводятся свои особые мероприятия. Это и игры социально-педагогического характера, и занятия, например, «Я строю дом своей жизни», которое пользуется большой популярностью среди наших ребят.
Непосредственно в лицее организуются беседы, встречи, лекции с представителями подразделения по делам несовершеннолетних, юристами, медицинскими работниками, очень уважаемыми и успешными родителями. Таким образом создаётся информационно-правовое поле для социализации наших учащихся.
– Почему профессия социального педагога важна в сегодняшнем обществе?
Социальный педагог реально помогает людям. Классному руководителю или заместителю директора по воспитательной работе сложно охватить весь объём этой работы. Поэтому проблемы с детьми, находящимися на учёте в милиции, детьми-сиротами, которые пережили страшную трагедию в своей жизни, детьми из неблагополучных семей, нуждающимися просто в питании или внимании, детьми, с которыми жестоко обращались, решаются социальным педагогом, социальной службой лицея.
Социальный педагог имеет возможность оказать реальную помощь ребёнку: защитить его права, накормить, одеть, обуть, посоветовать, направить, изменить и улучшить ситуацию в его жизни, вместе с тем и повлиять на формирование его характера, на то, чтобы он не сломался в кризисной ситуации, помочь ему выстоять, быть сильным, развиваться и быть успешным.
Комментарии
Света replied on Постоянная ссылка (Permalink)
правильно:)
Добавить комментарий