Back to top

Шаг в будущее

Каждому известно, что армия, флот и авиация – это три главных союзника нашего Отечества. Они чрезвычайно важны для существования России. Но кто же обеспечивает нас такой гарантией на мирное небо над головой? Конечно же, предприятия, проектирующие, испытывающие и производящие военную технику! И, в частности, Сибирский научно-исследовательский институт авиации (СибНИА) имени Сергея Алексеевича Чаплыгина.

Этот институт и соседствующий с ним авиационный завод являются крупнейшими за Уралом центрами, обеспечивающими испытания и производство самых современных самолётов. СибНИА был основан 9 июля 1946 года, сразу после Великой Отечественной войны на базе Новосибирского филиала № 2 ЦАГИ им. проф. Н.Е. Жуковского, строительство которого было развернуто зимой 1941-1942 гг. под руководством академика Героя Социалистического Труда С.А. Чаплыгина по постановлению № 513с Государственного Комитета Обороны (ГКО) от 19 августа 1941 года. С.А. Чаплыгин, являвшийся одним из основателей современной аэромеханики, переехал в Новосибирск вместе с частью эвакуированного из Москвы ЦАГИ, став научным руководителем филиала. Умер 8 октября 1942 года и похоронен 14 октября на территории основанного им научно-исследовательского института в соответствии с завещанием. Такой пример верности своему делу вызывает глубокое уважение. А первым директором СибНИА стал не кто иной, как Олег Константинович Антонов – выдающийся авиаконструктор. И знаменитое ОКБ Антонова, которое ныне считается достоянием самостийной Украины, было создано в России, а именно – в Новосибирске 6 марта 1946 года. Этот факт является предметом особой гордости для сотрудников СибНИА, включая директора института, – Владимира Евгеньевича Барсука, считающего, тем не менее, гордость не самым лучшим качеством для православного человека.

Безусловно, секретность и важность разработок этого института не позволяют посещать его каждому желающему. Но нам, юным журналистам, повезло: мы побывали на этом закрытом федеральном государственном предприятии! Сотрудники института, в отличие от погоды, встретили нас очень гостеприимно, особенно наш экскурсовод – начальник отдела научно-технической информации Андрей Андреевич Калюта. Двигаясь к корпусу № 2 института, мы увидели бюст Сергея Александровича Чаплыгина и его могилу в глубине сквера, а заодно и узнали о том, насколько много он сделал для авиации. Но чем дальше, тем интереснее. Избавившись в конференц-зале от намокшей от дождя одежды, мы с помощью нашего проводника попали в зал ресурсных испытаний натурных авиационных конструкций. Им оказалось громадное помещение, большую часть которого занимал многоэтажный стенд для испытаний самолётов на эксплуатационные нагрузки в лабораторных условиях. А на стенде находится ближне-среднемагистральный пассажирский самолет «Сухой Суперджет-100», который «проживает» здесь свою лётную жизнь, не отрываясь от земли, и «принося себя в жертву» ради безопасной эксплуатации своих однотипных «собратьев». Здесь, среди множества деталей, агрегатов и приборов, рядом с огромным разобранным крылом самолёта, Андрей Андреевич посвятил нас в то, чем же занимается этот загадочный институт. Оказывается, здесь проходят испытания многие летательный аппараты. Главная задача института – обеспечить безопасность их эксплуатации. Ведь любая авария в воздухе грозит пассажирам очень серьезными проблемами. По словам Андрея Андреевича, в некоторых случаях мгновенная смерть не самый худший вариант для пассажиров, как бы страшно это ни казалось. «Я не пугаю вас, я лишь показываю, насколько важной работой занимаются здесь мои коллеги, чтобы не допустить подобного развития событий, и все пассажиры долетели живыми и здоровыми до пункта назначения», – подчёркивает А. А. Калюта. Дело это очень нелёгкое, особенно после развала СССР. В то время российская авиация вместе со всей страной переживала сильный упадок, многое было приватизировано или, попросту, разграблено, продано за бесценок за рубеж, бездарно утрачено или уничтожено. Примером служит воздушно-космический самолёт «Буран», вертикальное оперение которого до сих пор стоит в этом же зале, как памятник великим достижениям прошлого. Этот воздушно-космический самолёт уже в 1988 году умел летать в космос в автоматическом режиме и с высочайшей точностью выходил на точку посадки. К слову, американцы смогли повторить подобный автоматический полет воздушно-космического самолета только в 2010 году на своем секретном Х-37. К сожалению, судьба летавшего в космос «Бурана» оказалась печальной. На него и ракету-носитель «Энергия», хранившиеся на Байконуре, рухнула с высоты 80 метров обветшавшая крыша с бригадой рабочих, пытавшихся ее отремонтировать. Это событие явилось трагическим эпилогом уникальной авиационно-космической программы – «лебединой песнью» советского авиационно-космического комплекса. Граждане СССР не смогли по достоинству оценить величие и гениальность технических достижений своей Родины. Ведь по-настоящему начинаешь ценить то, что имел, только тогда, когда ты это теряешь. Поэтому мы и лишились того, чем открыто восхищаются наши умные конкуренты, радуясь бесценным приобретениям и не стесняясь хвалить советскую авиационную и космическую технику за относительную простоту и исключительную надежность, а ум наших сограждан за смекалку и нестандартные подходы к решению проблем. Но не нужно огорчаться, нужно делать выводы. И российские авиастроители их сделали. С огромным трудом на Новосибирском авиационном заводе имени Валерия Павловича Чкалова был налажен серийный выпуск великолепных фронтовых бомбардировщиков   Су-34, прошедших проверку в боевых условиях в 2008-м году во время грузино-осетинского конфликта и подтверждающих сегодня свой высокий потенциал в Сирии. А в СибНИА директор и его команда в инициативном порядке успешно решили задачу модернизации небольшого самолёта-легенды Ан-2. И останавливаться на достигнутом они не собираются, создавая новый легкий многоцелевой самолет для местных воздушных линий на смену самолету-ветерану, спроектированному и построенному, кстати, в 1946-1947 гг. в Новосибирске в ОКБ О. К. Антонова также с участием специалистов СибНИА.

После этого путешествия в недра института нас неожиданно угостили в уютной столовой, на стенах которой висят детские рисунки и позитивная надпись: «Жизнь непредсказуема – начинай с десерта». Объяснение простое: «Это наш директор распорядился накормить вас». Всем желающим добрые повара даже предлагали добавку.

Затем мы отправились в конференц-зал, где нас уже ждал директор института – Владимир Евгеньевич Барсук, действующий лётчик-испытатель и воспитанник ДОСААФ. В течение достаточно долгой пресс-конференции он терпеливо и искренне ответил на все вопросы, несмотря на то, что прибыл к нам сразу после важного мероприятия, проходившего в Городском совете депутатов. Обстановка была очень дружеской, это помогло преодолеть робость даже самому маленькому журналисту, чей вопрос о «здоровье самолёта» вызвал улыбки у всех собравшихся, в том числе и у директора института. Под конец Владимир Евгеньевич пожелал нам, юным журналистам, всегда глубоко разбираться в сути описываемых проблем и главное – поступать человечно.

А за свою терпеливость и любознательность те немногие, которые остались в институте подольше, были вознаграждены: Андрей Андреевич позволил нам посмотреть на еще одну сторону деятельности института – производство авиатехники. Мы оказались внутри огромных (почти 40 метров в высоту) корпусах и собственными глазами увидели недавние творения новосибирских авиаконструкторов – модернизированные Ан-2 и новейший, обладающий уникальными характеристиками самолет ТВС-2ДТ – демонстратор технологий, летавший в августе в Москву на авиакосмический салон МАКС-2015 и вызвавший огромный интерес у авиационных специалистов и любителей авиации. Пожалуй, это было самой занимательной частью нашей экскурсии. Бело-синий, новенький, с большим винтом спереди, самолёт выглядел великолепно! А начальник отделения производства авиационных конструкций Сергей Александрович Туманов нам даже разрешил залезть внутрь, поглядеть на его управление: сложно, но очень интересно.

Ненадолго остановившись около входа на территорию СибНИА, мы поблагодарили Андрея Андреевича за это незабываемое путешествие, он же сообщил, что искренне радовался нашему интересу и вниманию и даже был бы не против пообщаться с нами ещё чуть-чуть. Но на вопрос, не хочет ли он отправиться с нами, Андрей Андреевич улыбнулся и сказал, что, несмотря на позднее время, его еще ждут дела, его место именно здесь: «В том, что произошло со страной и наша вина. Мы ведь не против изменений, но нельзя было доводить дело до геополитической катастрофы, до развала. А теперь наш долг – помогать Родине возрождаться».

Пообщавшись с такими людьми, которые бескорыстно и искренне помогают Отечеству, начинаешь думать, что былое могущество России будет выстроено заново. Главное: не забывать о настоящих ценностях, таких, как любовь к Родине и к близким, чётко поставленная цель в жизни и её постепенное достижение. Старшее поколение уже начало новый тернистый путь России в будущее, ну, а нашему поколению останется продолжить их дело и не подвести.

Поставь лайк

up
Проголосовали 8 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image