Рельсы-рельсы, шпалы-шпалы: история сибирского Чикаго
В самом конце зимы нам удалось поучаствовать в необыкновенной экскурсии, проведенной «Музеем города Новосибирска», с интригующим названием «Башни и подземелья вокзала Новосибирск-Главный» и вот какое впечатление она после себя оставила...
Каждый город имеет свою неповторимую историю. Она живёт на его улицах, в его зданиях, накапливается там веками. Одним из самых исторических мест нашего города можно назвать вокзал Новосибирск-Главный. Многие бывали здесь не раз: встречали, провожали, путешествовали сами. Но не все могут похвастаться тем, что знают его хорошо.
Для того чтобы добраться до вокзала без пробок, лучшего транспорта, чем метро, не придумаешь. Станция имени Гарина Михайловского выходит прямо на привокзальную площадь. Как ни странно, это станция с самым низким пассажиропотоком во всём новосибирском метро. А машинист на этой станции пешком проходит к противоположному вагону поезда, чтобы оттуда повести его в обратную сторону.
Стоит только выйти из метро, и откроется замечательный вид на привокзальную площадь. Здесь подобрались здания – выходцы из самых разных стилей. Смешались представители сталинского ампира и классицизма. Но, конечно, одно из строений сразу приковывает к себе всеобщее внимание: огромное изумрудно-зелёное, а буквы гордо гласят: «ВОКЗАЛ НОВОСИБИРСК ГЛАВНЫЙ». Они как будто подчёркивают его важность. И действительно, наш вокзал принимает и отправляет более 16 млн пассажиров в год. Это не удивительно, ведь Новосибирск находится в самом центре великой транссибирской магистрали, которая делает здесь петлю и необычно меняет своё направление. Здесь она идёт с севера на юг, а не с запада на восток. А до 70-х годов Новосибирск считался узким местом на Транссибе, ведь его пути тогда вмещали лишь 14 составов.
История нашего вокзала начинается с 1939 года – года его открытия. Это событие было ознаменовано, так называемым «прыжком во времени». Пассажиры из деревянного павильона перешли не только в новое каменное здание, но заодно и на несколько часов назад, ведь время внутри него московское. Такой красивый проект новосибирского вокзала, символизирующий едущий локомотив, появился не сразу. Сначала был объявлен конкурс на лучший проект. Из 12 участников победил проект Волошина, который впоследствии подвергался неоднократной переработке.
Внутри вокзал так же красив, как снаружи. В главном зале ожидания можно попасть в натуральные джунгли! Настоящие деревья в огромных горшках, кусты и даже финики, которым уже более 200 лет, создают уют для ожидающих пассажиров. Сквозь большую стеклянную арку, созданную Никитиным, видна привокзальная площадь. На ней когда-то велась бурная торговля. До сих пор люди с улыбкой вспоминают лишённую знаков препинания надпись на одной из палаток: «Принимаю коптить и солить Монахов». Помнит эта площадь и траурные дни, когда по случаю смерти Сталина скорбящие люди собрались здесь. Тогда все паровозы на вокзале одновременно дали свои гудки в честь него.
Вокзал много раз был реставрирован. О прежних временах напоминают теперь только решётки под потолком, оформленные в виде огромного советского герба и двери на верхней галерее. В годы войны на новосибирском вокзале находилось более 80 санитарных поездов, провозилось очень много раненных с фронта. В залах вокзала люди могли бесплатно послушать лекции и концерты. Но было у молодого вокзала и много недостатков: кипятильщица отказывалась наливать воды проезжающим, ресторанная еда накладывалась голыми руками, а в багажном отделении снизу работники предлагали пассажирам самим влезть через решётку и достать свои вещи. После этих случаев начальник вокзала, в целях конспирации называемый ЛВОКом, приказал собрать для новосибирского вокзала лучшие традиции обслуживания со всего мира, что и было сделано.
Мало кто из простых жителей Новосибирска знает о существовании гостиницы прямо внутри вокзала. А она есть, и расположена прямо над залом ожидания. Из окон ее 8-ми этажей открывается вид на пути и на панораму Новосибирска. Вспоминаются те времена, когда с одного берега на другой можно было попасть только по железнодорожному мосту. Кстати, во время его проверки на прочность, строителей вместе с семьями поставили прямо под мостом, сверху по которому пустили 4 локомотива. Мост выдержал.
Много у нашего вокзала интересных деталей. Так, например, рядом со входом в бывший ресторан весит сообщение о том, что с 2015 года вокзал Тэджон из Южной Кореи стал для нашего вокзала побратимом. А обойдя вокзал со стороны железнодорожных путей, можно увидеть многочисленные мемориальные доски и памятники. Есть здесь и памятка о приезде в наш город Ленина. Вождь коммунистов пересек Обь по мосту и рассудил, что «мороз здесь переносится гораздо проще, чем в России». А главная достопримечательность – макет одного из первых паровозов «Проворный», брат-близнец которого стоит в Петербурге.
Непосредственно рядом с вокзалом находится музей Западносибирской железной дороги, в котором содержится информация о развитии Транссибирской магистрали в целом и конкретно нашего кусочка, строительство которого шло навстречу друг другу со стороны Челябинска и Владивостока.
Такие места, как новосибирский вокзал, уникальны. Они хранят нашу историю. Стоит чуть-чуть полюбопытствовать, и вот ты становишься ещё чуть-чуть ближе, роднее своему городу. Глядя на новосибирский вокзал, невольно видишь в нём сам Новосибирск. Наш город так же молод, так же красив и горд. Он так же сочетает в себе историю и новизну, так же стремится заткнуть за пояс своих старших братьев и заставляет собой восхищаться.
Добавить комментарий