«Прошлым летом в Чулимске», или шедевр Вампилова на сцене
Мне нравится читать произведения, а потом думать над ними, постигая глубокий авторский замысел. После просмотра в Классическом театре драмы «Прошлым летом в Чулимске» я задумалась над смыслом произведения, которое стало последним для талантливого драматурга Вампилова. Какие мысли и чувства хотел донести автор до читателя? Мысли о простом, человеческом счастье.
Главная героиня – Валентина, юная красивая девушка, безнадежно влюбленная в разочаровавшегося в жизни следователя Шаманова, но при этом ее активно добивается сын буфетчицы Павел. Все усложняется тем, что аптекарша Кашкина имеет виды на следователя и не очень-то жалует Валентину. С началом пьесы мы уже предчувствуем, что ничего хорошего из этого не выйдет. Слишком много судеб на одной сцене, слишком разные люди. И до самого последнего зритель находится в предчувствии трагедии. В постановке, на которую мы ходили, финал был не трагичным. Но ведь Вампилов написал две концовки. В одной замученная такой жизнью, непониманием окружающих и чрезмерным вниманием со стороны сразу двух мужчин в финале пьесы Валентина застреливается из ружья, в другой – никто не умирает, все остаются живы. Но счастливы ли?
Пока я смотрела пьесу, мне не давал покоя один вопрос: зачем Валентина все время чинит палисадник? Ведь все, кроме Шаманова, продолжают ходить сквозь него, снова ломают калитку, переступают, но не обходят по тропинке вокруг. Почему она это делает? Да ведь это олицетворение ее собственной трагедии. Страдая от непонимания окружающих, она восстанавливает то, что все равно сломают. И не отступается от этого. В разговоре с Шамановым она говорит, что никакого неудобства починка палисадника ей не доставляет. А ведь он – это и есть ее жизнь. Девушку никто не понимает и не воспринимает серьезно. Отец, боясь потерять последнюю дочь, так как все остальные уже уехали в город, запрещает Валентине покидать Чулымск, ее возлюбленный следователь Шаманов – запутавшийся в своей жизни и уже ничего, кроме пенсии, в ней не желающий, Пашка, сын буфетчицы, который привык получать все, что захочет… Никому из них не важна судьба девушки. Через нее просто переступают, также, как и через палисадник.
Когда Шаманов узнает о любви девушки, он решает начать новую жизнь. В нем просыпается то, что давно казалось безвозвратно потеряно в его серых буднях. Он решает добиться ее, назначая свидание в столовой в 9 часов вечера, но даже не думает, что ревнивая Кашкина перехватит его послание, и Валентина, пожалев Пашку, которого мать выгоняет в город, пойдем с ним на танцы. В итоге, вернувшись на место встречи, он находит лишь аптекаршу, которая во всем ему признается. Вскоре возвращаются с танцев Паша и Валентина. На девушке нет лица, она рыдает, прижавшись к стене. Молодой человек принудил ее к близости, надеясь, что теперь она будет только его. Но нет. В финале пьесы Валентина отказывается от всех. И от любимого, и от теперь уже ненавидимого ею сына буфетчицы и просит отца, чтобы «они больше никогда к ней не вязались». Теперь – перед каждым героем неизвестность. Вампилов дает читателю самому додумать финал произведения. Что будет дальше?
Вапмилов рассказывает историю любви. Историю несчастной девушки в потерянном городе. Даже названия соседних городов говорят сами за себя: Потеряхи и Ключи. По сути, у героев драмы и не могло быть счастливого конца, ведь все указывало на это. И вечный, не кончающийся ремонт в столовой, и разрушаемый ежедневно палисадник, и Шаманов, пытающийся скрыть свою связь с Зинаидой Кашкиной, и ружье, вынесенное на сцену, но так и не выстрелившее, и даже дедушка Еремеев, не имеющий документов и живущий в лесу... Все это создает атмосферу упадка, бесконечности серых будней и отсутствие будущего. Все эти люди никогда не выберутся из Чулимска, ведь сами ничего из себя не представляют. Привыкшие к пустой размеренной жизни, они уже и не нуждаются в чем-то большем. Даже не пытаются. Пустая бесцельная любовь, роман между героями, ссоры и драки… Но Валентина упорно чинит палисадник, потому что она единственная, кто еще хоть немного верит в то, что можно все это изменить. И в конце пьесы палисадник уже не просто ее жизнь, а жизнь всего Чулимска.
«Они будут ходить через палисадник. Всегда».
Добавить комментарий