От школьной редакции до регионального эфира
13 января, в день российской прессы, на базе Дворца творчества «Юниор» в онлайн-формате прошёл мастер-класс «Прокачай свои медиаскиллы: от школьной редакции до регионального эфира». Главным спикером стала выпускница нашей гимназии 2018 года, корреспондент и ведущая телеэфира «Вести. Новосибирск» Валерия Антипова.
Участниками мастер-класса, по традиции, стали интересующиеся медиатворчеством новосибирские школьники, руководители школьных пресс-центров, студий журналистики и медиацентров, а также студенты факультета журналистики Новосибирского государственного педагогического университета.
– Наш проект «Медиасреда» сегодня стал международным, – отметила Ирина Валерьевна Калинина, руководитель медиаобразовательных проектов «Юниора». – В эфире присутствуют коллеги из Израиля.
Пресс-центр как школа жизни
Валерия Антипова учится на третьем курсе филологического факультета Новосибирского государственного университета и параллельно второй год работает корреспондентом и ведущей программы «Вести. Новосибирск»:
– Самое важное для начинающего журналиста – не упустить возможности, которые предоставляет школа, ведь это время дано для того, чтобы попробовать себя везде и во всем и в конце концов найти себя. В процессе работе в пресс-центре я получила базовые знания, которые в дальнейшем очень пригодились.
Элемент дополнительного образования есть в любом учебном учреждении. Но для меня гимназия № 17 является примером того, как должна быть простроена работа с учениками. У нас была и тележурналистика, и печатная журналистика, сейчас я наблюдаю за нашей редакцией в социальных сетях. Навыки, которые получают мои одногруппники в университете, я получила еще в школе.
Как объяснила Валерия, сегодня даже школьники старших классов пробуют свои силы на телевизионных кастингах. В редакции «ВГТРК. Новосибирск» он проходит в два этапа. На первом – участники читают новостной текст на камеру. Второй этап – это собеседование, на котором претенденты рассказывают о своих навыках и умениях.
Пройти первый этап Валерии помог опыт съемок школьных новостей. На собеседовании она также рассказывала о своей работе в медиахолдинге «132%» и смогла расшифровать профессиональные журналистские термины, о которых спрашивали редакторы.
– Отбор прошли те, у кого горели глаза. Даже если у вас нет опыта, но есть сильное желание, возможно все.
Для журналиста очень важными качествами являются стрессоустойчивость, упрямство и наглость (умение добиваться поставленной цели), чувство слова и широкий кругозор:
– Самая важная компетенция – это кругозор. Я благодарна школе за хорошее образование, когда даже гуманитарии понимают основы химии. Сейчас на съемках научного сюжета мне проще общаться с учеными, понимать суть их разработок и экспериментов, и объяснять все это зрителям.
Поймай свою белку в кадре
– Некоторые ТВ-редакции говорят, что к ним приходят блогеры, которые любят себя в кадре. Их сложно переучивать под формат сюжета. Вы с этим согласны?
– На сто процентов. Я даже видела такие сюжеты: корреспондент не погружается в тему. Ему важно, как он выглядит в кадре, а не то, что нужно донести до зрителей. А вот лично у меня есть пример, когда я всецело погрузилась в тему. Прошлой зимой в двухэтажном доме завелись в подполе крысы и погибли. Все жители в шоке: ужасный запах, кошмарные условия. Самое главное, что убирать паразитов никто не собирался. Тогда я думала лишь о том, как помочь героям сюжета, а не о том, как выгляжу в кадре.
– Традиционно в ТВ-редакциях молодые журналисты освещают «социалку» и снимают развлекательные сюжеты. Ваш опыт это подтверждает?
– Отчасти да, потому что развлекательный сюжет для стажеров – это «хлеб наш». Когда у тебя еще нет базы контактов героев, когда ты не знаешь, где можно искать тему и информационный повод для новости, тебя всегда выручают лайтовые сюжеты. В каждом из них нужно цепляться за детали, вызывать эмоцию. Недавно мы снимали белочек, которых содержат в живом уголке Академгородка. К ним в клетку мы ставили Go pro и снимали их жизнь. Наше творчество чаще всего начитается не в момент поиска темы, а в самом процессе съемки.
Участники мастер-класса задавали вопросы не только о работе телевидения, но и о жизни школьных пресс-центров.
– Какая информация является наиболее актуальной в школьной газете?
– Мне кажется, что важно отражать жизнь учебного заведения, делать акцент на мероприятиях и событиях, связанных с ним. Бывает так, что ученики пропускают какую-то информацию об интересных событиях, а благодаря газете узнают ее от своих же сверстников.
– Как школьным редакциям преодолеть цензуру? Например, те темы, о которых интересно читать ученикам, не всегда приемлемы для администрации (вопрос о школьной форме, вкусе и качестве еды в столовой и т. д.). Как сделать материал интересным и актуальным в рамках информационной политики редакции?
– В таких ситуациях очень важно наладить общение с администрацией. Некоторые вопросы не могут решить сами школьники, поэтому можно создать анонимный ящик для идей. Так ребятам будет комфортнее говорить о своих проблемах.
Онлайн-экскурсия в закулисье ГТРК
Праздничным подарком для юнкоров и руководителей пресс-центров стала и онлайн-экскурсия по редакции «ГТРК. Новосибирск». Вместе со своими коллегами Валерия показала бар-студию, где проходят редакционные планерки и летучки, News room (кабинет, где работают редакторы), гримерную для ведущих, костюмерную, интернет-редакцию, а также съемочную студию, где в тот момент шла подготовка к записи очередного эфира.
В ходе мастер-класса руководитель нашего пресс-центра Людмила Демьяновна Яковлева рассказала, как в школьные годы Валерия приобретала ценный опыт, будучи президентом Демократической республики гимназии, корреспондентом газеты «132%». Важно и то, что Лера очень серьезно относилась к учебе и окончила школу с золотой медалью. Все это позволило ей стать востребованным сотрудником крупного телеканала и постигнуть секреты работы с потоками информации и с телевизионной аудиторией, даже не имея специального журналистского образования.
Мария Бердюгина, 15 лет: «Мне очень понравилась наша онлайн-встреча. Несмотря на удалённый формат, беседа получилась насыщенной и интересной. Было много полезной информации, которая, на мой взгляд, важна каждому начинающему журналисту! Было интересно посмотреть на студию, в которой проходят телевизионные эфиры».
Мастер-класс был полезен тем, кто уже давно занимается творчеством, и тем, кто только начинает развиваться в этой сфере. Лера живо и эмоционально рассказала об умениях и навыках, необходимых журналисту, привела яркие примеры из своего опыта, ответила на многочисленные вопросы участников. Уверена, этот мастер-класс дал огромную мотивацию каждому из нас. Нам есть у кого учиться!
Добавить комментарий