Back to top

Новосибирский трамвай: прошлое, настоящее, будущее

Часто ли Вы в последние дни пользовались трамваем? К сожалению, за последние тридцать лет все больше жители города перестают ездить на них, предпочитая использовать автобус, маршрутное такси или метро, потому что считают трамвай громоздким и очень медленным. Но, будучи еще восьмиклассником, я много раз задавался вопросом: «Почему трамвай вызывает у людей преимущественно отрицательные отзывы?» В поисках ответа весной 2016 года я даже отправил письмо в министерство транспорта по Новосибирской области, но на него ответа не последовало. В письме я выразил тревогу по поводу ухудшения ситуации с этим видом городского транспорта. Зато я выполнил другую задачу: изучил историю трамвайного движения с начала его основания до наших дней.        

Многие жители нашего города уже привыкли к трамвайным вагонам, которые каждый день перевозят пассажиров со спальных районов к его центральным объектам. К сожалению, немногие знают, когда был открыт первый трамвайный маршрут в Новосибирске. Это произошло 26 ноября 1934 года, когда первый вагон поехал по маршруту: «Вокзал (Новосибирск-Главный) – Центр (площадь им. Ленина). В этот достаточно морозный день было перевезено почти 6000 человек, и трамвай работал с 11 часов и до самой поздней ночи. Для людей это было большим праздником, так как в то время были только конные повозки и старые автобусы, которые развивали скорость не более 15 километров в час и перевозили максимум 20 человек. С этого дня вплоть до начала Великой Отечественной войны шло активное развитие трамвайной системы: в 1940 году появились трамвайные пути на таких улицах, как Ленина, Дуси Ковальчук, Красный проспект, Челюскинцев, Трикотажная и Каменский тракт (проспект Дзержинского); 1 мая 1941 года было запущена в эксплуатацию трамвайная линия на Левом берегу по улицам Трамвайной (Титова), Троллейной, Вокзальной (Станиславского). В данный день многие люди тоже радовались этому событию и катались по несколько раз по ней.

Великая Отечественная война фактически остановила развитие трамвайного хозяйства целого города и стала испытанием не только для людей, но и для трамваев. В эти суровые годы они эксплуатировались почти круглые сутки для перевозки военных грузов и пассажиров с перерывом в два часа. Поэтому вагоны выходили из строя и нуждались в капитальном ремонте. Для этого периода характерны малые выходы подвижного состава, так как из тридцати пяти вагонов целых и исправных находилось только десять штук. Также в замене нуждались контактная сеть и рельсы, по которым и ездили данные вагоны.

К счастью, люди и трамваи пережили это очень тяжелое время, и трамвайная система в целом осталась неизменной. С 1945 года шло восстановление и замена как рельсовых путей, так и самих трамвайных вагонов. В 1950 году были открыты линии от станции Кривощеково до завода «Тяжстанкогидропресс» (площадь Сибиряков-Гвардейцев) и до Оловозавода (улица Мира).

Самым главным событием для трамвайного хозяйства в послевоенное время стало открытие Коммунального моста через реку Обь в ноябре 1955 года. В этот день произошло соединение левобережной и правобережной линий в единую сеть, что позволило запустить новые маршруты и облегчить передвижение пассажиров с левого на правый берег или наоборот. Таким образом, трамвай закрепил за собой основной пассажиропоток и пользовался большой популярностью у населения в Новосибирске. Также происходило и совершенствование подвижного состава: вместо старых «деревянных» (с такими же сидениями, без отопления) вагонов, которые еще не имели дверей, на смену приходили новые металлические вагоны бело-красного цвета с удобными для пассажиров дверями, с системой подогревания вагонов. Если раньше водителю зимой приходилось мерзнуть в своей кабине, то уже после 1950 года ему предоставлялось удобное сидение с подогревом, поэтому жизнь работников в трамвайном хозяйстве стремилась к положительным изменениям.

К семидесятым годам ХХ века сеть трамвая Новосибирска настолько разрослась, что существовало двадцать пять маршрутов, которые обслуживали большинство районов (почти 60% общего пассажиропотока). Для обслуживания работало четыре трамвайных депо в Кировском, Дзержинском, Октябрьском и Ленинском районах. На маршрутах работало 400 вагонов. Трамвай играл ключевую роль в перевозке пассажиров.

Но в начале восьмидесятых годов начался спад трамвайного движения: стали уничтожаться пути на главных (центральных) улицах нашего города, некоторые маршруты стали закрываться. Ситуацию также ухудшило и строительство метрополитена (преимущественно Ленинской линии), так как Коммунальный мост оказался перегружен автотранспортом и трамвай «мешал» увеличить количество полос для движения автомобилей и автобусов.

К сожалению, в начале девяностых годов по Коммунальному мосту трамвайное движение было прекращено. Количество маршрутов снизилось до двадцати. Процесс перестройки в эти годы только усугубляло ситуацию: к 1995 году количество вагонов снизилось более, чем в полтора раза (до 282 штук); материальная база депо снижалась до возможного минимума; многие вагоны не получали должного обслуживания в связи с недостатком соответствующих работников, а в 1998 году были закрыты Ленинское и Дзержинское депо.

В двухтысячных годах количество маршрутов постепенно снижалось до десяти, многие трамвайные пути находились в аварийной ситуации, а вагоны, которые были привезены еще до развала СССР, требовали капитального ремонта. В таких условиях трамвай считают нерентабельным, иногда даже допускают ликвидацию этого вида транспорта с улиц Новосибирска. Но что будет, если трамвай действительно исчезнет? Город окажется в транспортном коллапсе, так как не хватит автобусов, троллейбусов, маршрутных такси и автомобилей для перевозки пассажиров. И «вечные» пробки на дорогах станут самым главным минусом на репутации нашего города. Разве такой судьбы заслуживает Новосибирск, который выживал в тяжелые годы Великой Отечественной войны, который являлся и является по настоящее время столицей всей Сибири? Я так не думаю, поэтому, по моему мнению, трамвай, несмотря на свои недостатки, должен сохраниться на наших улицах.

К небольшому счастью, трамвайное движение в Новосибирске не будет закрыто, а будет даже развиваться. Дело в том, что за последние три года были построены новые линии (на площади Карла Маркса, на ул. Сибиряков-Гвардейцев, на ул. Титова). Были открыты новые три маршрута: на микрорайон Чистая Слобода (второй маршрут), на Юго-Западный жилой массив (шестнадцатый маршрут), на Молкомбинат (третий маршрут). На будущее запланировано строительство скоростных линий трамвая и полное обновление подвижного состава. Но почему людям все равно не нравится ездить на данном виде транспорта? Дело в том, что, во-первых, многие трамвайные вагоны уже не пригодны для ремонта и нуждаются в замене новыми трамваями, но недостаточно финансирования для этих действий. Во-вторых, современная трамвайная сеть до сих пор нуждается в ремонте рельсовых путей и изменении маршрутной сети. В-третьих, трамваи очень часто «гремят и шумят» и выглядят некрасивыми и облезшими, но эта проблема решается ремонтом подвижного состава и заменой аварийных путей. В-четвертых, очень часто трамваи ломаются посреди пути, и пассажирам приходится тратить время на ожидание другого транспорта. Эта проблема также решается заменой и ремонтом подвижного состава.

Как видно, многие проблемы, из-за которых трамвай считается «плохим» видом транспорта, решаемы, поэтому при поддержке мэрии нашего города можно разработать эффективный план по улучшению материальной базы депо. Но вследствие недостатка денежных средств в государственном бюджете, многие проекты и планы не выполняются и переносятся на будущее. В Новосибирске, наоборот, два года назад запустили производство новых трамваев, которые позволят заменить изношенные старые вагоны. Хочется верить, что наше трамвайное движение приобретет новый старт в развитии и станет предметом гордости новосибирцев. Ведь трамваи имеет важный ряд преимуществ, по сравнению с автобусами и автомобилями: экологически чистый транспорт, большая пассажировместимость, повышенная скорость движения на выделенных путях и так далее. Этот вид транспорта является неотъемлемой частью Новосибирска, поэтому его развитие должно быть приоритетно для нашего города. Думаю, что в будущем экологически чистые виды транспорта, в том числе и трамвай, будут более распространены, чем автомобильный транспорт.

Поставь лайк

up
Проголосовали 27 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image