Наши первоклассники
Большая часть года уже прошла. Для «бывалых» лицеистов все идет своим чередом, все привычно. А как дела у младших, первоклассников? Как им в лицее живется-можется? Как они адаптировались к новым условиям, особенностям жизни в школе? С этими и другими вопросами мы обратились к самим первоклассникам и к их классным руководителям.
1 «А»
Сравнивая сентябрь и нынешний месяц, что бы вы отметили?.. Как поменялись за это время дети?
Васильева О.М.: «Дети стали живее, энергичнее, раскрепощеннее, постепенно приучились к требованиям учителя, стали доброжелательней, исполнительней.
Они сами по себе очень артистичные, без комплексов, много рассказывают, все готовы спеть, даже на уроке. (Смеется.)
Весь класс – спортсмены: кто занимается гимнастикой, кто – борьбой, кто в бассейн ходит; меня удивило, что у них уже довольно богатый кругозор. Чувствуется, что новое поколение.
Ребята всегда веселят меня и взбадривают, я их полюбила; с ними очень интересно работать».
Какие проблемы были? Решены? Остались? Появились?
Васильева О.М.: «Пробем нет; есть единичные случаи: два-три человека, с которыми возникают порой сложности. С ними нужно просто работать. Но они очень сообразительные.
Эмоциональные всплески – это нормально: дети же. Ребенок сам после них устанет и успокоится».
Какие советы вы дали бы детям и их родителям?
Васильева О.М.: «Детям – слушаться родителей, любить их, уважать старших, дорожить ими и, конечно, следить за своим поведением.
Родителям – чтобы не ссорились между собой в классе, прислушивались к мнению учителей и других родителей, занимались воспитанием СВОИХ детей, а не разбирались, «кто прав, кто виноват».
Берегите своих детей – они должны расти в здоровых семьях».
На следующие вопросы отвечали сами ребята.
Почему первоклассником быть сложно?
- «это не сложно»
- «прибавляется работа»
- «потому что мы учимся»
- «потому что сложно писать и решать»
- «трудно писать»
- «потому что первый раз»
- «потому что много уроков»
Почему первоклассником быть интересно? Что вам понравилось в первом классе?
- «мы еще несложно учимся»
- «интересно, потому что есть друзья»
-«потому что нам хорошо, и мы любим трудиться»
- «мне понравилась перемена»
- «познавательная способность» (именно так)
- «нравится писать»
- «нравится решать примеры»
- «шахматы»
Что поменялось в вашей жизни, когда вы пошли в первый класс?
- «не играем, не спим»
- «рано встаешь»
- «в школе до вечера»
- «устаем»
1 «Б»
Сравнивая сентябрь и нынешний месяц, что бы вы отметили?.. Как поменялись за это время дети?
Кондратьева В.Н.: «Очень сильно дети поменялись: от дошкольного, так сказать, вида деятельности перешли в школьный. Стали ответственнее, стали выполнять домашние задания и поручения. Появилась заинтересованность в том, что делают на уроках, в том, чего не знают.
Поменялся и психологический настрой: от настроя «все мое, я один такой замечательный» перешли к ощущению классного «мы», ощущению своей общности».
Какие проблемы были? Решены? Остались? Появились?
Кондратьева В.Н.: «Проблемы были с поведением: мы много дрались, кричали, играли очень шумно. Сейчас драки ушли – это большой прогресс. А еще мы научились культурно себя вести в школе.
Единственная проблема: дети не до конца могут пока контролировать свои поступки – пока это у нас не совсем получается. Но мы стараемся».
Какие советы вы дали бы детям и их родителям?
Кондратьева В.Н.: «У меня один совет родителям: нужно научить детей организованности, помочь им организовать свой день.
Детям можно пожелать стремления развиваться, стремления чувствовать и понимать других людей».
Вот какие ответы дали на наши вопросы ребята.
Почему первоклассником быть сложно?
- «потому что сложные задания»
- «потому что мы ученики»
- «много уроков»
- «домашние задания»
- «писать прописные буквы»
Почему первоклассником быть интересно? Что вам понравилось в первом классе?
- «интересно учить буквы»
- «новые друзья»
- «писать прописи»
- «узнавать новое»
- «учитель»
- «математика»
- «решать задачи»
Что поменялось в вашей жизни, когда вы пошли в первый класс?
- «мы стали меньше играть»
- «много думать»
- «больше учусь»
- «нужно рано вставать»
- «друзья»
- «я научилась думать»
- «мы научились писать»
1 «В»
Сравнивая сентябрь и нынешний месяц, что бы вы отметили?.. Как поменялись за это время дети?
Кукина Г.П.: «Они стали более усидчивыми, внимательными, хотя до идеала еще далеко. Стали помогать друг другу, утешать, если что-то случилось».
Какие проблемы были? Решены? Остались? Появились?
Кукина Г.П.: «Проблемы были в плане дружбы: иногда дети ссорились между собой, и решались их разногласия часто «ножкой, ручкой». Сейчас мы более миролюбиво решаем спорные вопросы».
Какие советы вы дали бы детям и их родителям?
Кукина Г.П.: «Наверное родителям – быть более терпимыми к своим детям. А ребятам – находить друг с другом общий язык. Хуже одиночества ничего нет – хорошо в коллективе».
А вот что ответили ребята на вопросы, адресованные им.
Почему первоклассником быть сложно?
- «несложно, потому что учиться мне нравится»
- «прописи»
Почему первоклассником быть интересно? Что вам понравилось в первом классе?
- «писать и решать примеры»
- «петь»
- «потому что весело»
- «как меня учат»
- «тут хорошо!»
- «решать задачи»
- «интересные уроки»
Что поменялось в вашей жизни, когда вы пошли в первый класс?
- «кушаем по другому расписанию»
- «надо вставать в семь часов»
- «ничего не изменилось»
- «нужно собирать портфель»
- «сначала мне было 6 лет, а потом 7»
1 «Г»
Сравнивая сентябрь и нынешний месяц, что бы вы отметили?.. Как поменялись за это время дети?
Дорофеева И.Н.: «Трудно сказать, как они поменялись: эти дети – «подготовишки». Они легко адаптировались, ведь для них мало что поменялось. А новые ребята хорошо влились».
Какие проблемы были? решены? остались? появились?
Дорофеева И.Н.: «Проблемы больше поведенческого характера, особенно на переменах: нам так нравится исследовать школу, что мы по ней бегаем. (Улыбается.) Но с этим уже справляемся.
На уроках все хорошо: дети, которые были стеснительными чаще поднимают руку, стали уверенней».
Какие советы вы дали бы детям и их родителям?
Дорофеева И.Н.: «Родителям, в связи с их занятостью, хочу сказать: не забывайте о своих детях. Им нужно уделять больше времени, чаще разговаривать с ними.
Детям, также в связи с их занятостью, посоветовала бы больше гулять на свежем воздухе, тем более, когда погода позволяет».
Ребята тоже поделились своими впечатлениями.
Почему первоклассником быть сложно?
- «нужна усидчивость»
- «чего ты не знаешь, а тебя спрашивают»
- «пропись»
- «много уроков»
- «разбирать новую тему»
- «тяжело учиться»
- «долгие уроки»
- «писать слова»
Почему первоклассником быть интересно? Что вам понравилось в первом классе?
- «рисовать»
- «интересные вопросы»
- «примеры»
- «математика»
- «есть друзья»
- «букварь»
- «познавать»
- «интересно учиться»
- «читать»
- «Даша»
Что поменялось в вашей жизни, когда вы пошли в первый класс?
- «нужно рано вставать и делать уроки»
- «меньше времени на игры с братиком»
- «я лучше стала читать»
- «задают уроки»
- «меньше на игрушки времени»
1 «Д»
Сравнивая сентябрь и нынешний месяц, что бы вы отметили?.. Как поменялись за это время дети?
Комлева О.М.: «Дети поменялись кардинально: стали раскованней, открытей, дружнее классом, а не теми группами, которые дружили с детского сада.
Наверное, это черта нового поколения: у них адаптация прошла плавно, почти незаметно».
Какие проблемы были? Решены? Остались? Появились?
Комлева О.М.: «Были проблемы с агрессивным поведением некоторых ребят, но мы старались без участия родителей разобраться. Я и сейчас провожу классные часы, игры, индивидуальные беседы.
Проблемы искоренены, но говорить, что такое больше не повторится, нельзя: дети растут и меняются».
Какие советы вы дали бы детям и их родителям?
Комлева О.М.: «Родителям – больше общаться с ребенком и не только по поводу учебы; стоит обращать внимание на такие темы, как уважение и толерантность – этого детям не хватает.
А самим детям пока ничего не могу посоветовать: все зависит от их родителей».
Ребята тоже ответили на несколько вопросов.
Почему первоклассником быть сложно?
- «все новое»
- «это легко»
- «задачи сложные»
- «а у меня все получается»
Почему первоклассником быть интересно? Что вам понравилось в первом классе?
- «письмо»
- «библиотека» (один из самых популярных ответов)
- «математика»
- «друзья»
- «уроки»
Что поменялось в вашей жизни, когда вы пошли в первый класс?
- «ничего не изменилось»
- «я стала взрослее»
- «нужно рано вставать»
Порасспросив учителей и детей, мы пришли к школьному психологу за советами, которые могут пригодиться родителям. Вот что нам сказала Кокорина Н.А.:
«Вообще, к школе готовят детей заранее. Для этого устанавливают режим дня, максимально приближенный к школьному: распорядок деятельности, питания, режим сна. Самое важное, чтобы распорядок в семье поддерживался, был общим, чтобы его соблюдали все члены семьи. Тогда от него будет польза.
Стоит помнить также, что первый класс – это момент перехода на новую стадию, поэтому детям свойственно в это время ощущать новый этап, некоторую взрослость. Родителям нужно показать ребенку свое уважение к нему, особое «взрослое» отношение. Хорошо, если бы родители в это время давали ребенку поручения, которые только он будет выполнять: например, раскладывать ложки, заправлять свою кровать. Этими заданиями нужно дать понять, что кроме него самого этих заданий никто не выполнит или не выполнит так хорошо.
Что касается учебы – меньше критики. Надо поддерживать ребенка: «не важно, что что-то не получается; ты стараешься – это главное». Нужно говорить с ребенком о школе, о том, что интересного происходит в его жизни, причем задавать не общие вопросы, а конкретизированные. Бесполезно спрашивать, как дела в школе: ребенок ответит, что все нормально, и уйдет в свою комнату.
Если родители тревожатся, обычно эта тревога передается и детям, потому что дети все перенимают от взрослых. Поэтому родителям нужно уметь себя контролировать; если ребенок переживает, ему можно дать с собой в школу игрушку (не планшет!); обычно эти игрушки становятся чем-то вроде амулетов, иногда дети их одушевляют, разговаривают с ними и так успокаиваются.
При современном уровне развития техники и средств связи как никогда важно создать условия для того, чтобы ребенку было интересно общаться «вживую».
Сейчас уже сложно менять что-то; если родители хотят атмосферы доверия. Хотят быть ближе к ребенку, то им придется набраться терпения: это дело не месяца и даже не двух – года и больше.
То о чем нужно помнить сейчас: не перегружайте ребенка – у него должно быть свободное время.
И еще нужно обязательно показывать свою уверенность в ребенке ему самому».
Вот так. Ребятам в лицее, похоже, очень нравится, учителя в целом ими довольны – а что еще нужно?.. Первый класс – первый раз, значит, есть довольно большая вероятность, что в школе детям пока интересно, а что дальше будет, только время покажет.
Успехов вам, младшие лицеисты!
Добавить комментарий