Куда пойти учиться?
На дворе апрель, совсем чуть-чуть до выпускных экзаменов, а в головах многих выпускников одни и те же вопросы, которые мучают, изматывают, спать не дают: «Кем я хочу стать? Чего добиться в жизни? Куда поступать?»
И действительно, куда может пойти нынешний выпускник? Количество ВУЗов и соответственно факультетов в нашей стране велико, так что выбрать какой-то определенный не так-то просто.
Определиться с Вузом трудно, но, даже определившись, можно столкнуться с множеством препятствий.
К примеру, для поступления на выбранный факультет в некоторых Вузах нужно сдавать экзамен по предмету, который не является профилирующим для данной специальности. Такая проблема есть в Новосибирском Государственном Педагогическом Университете. Например, чтобы поступить на специальность «Русский язык и литература» абитуриенту не нужно сдавать экзамен по литературе (по сути, он вообще может ее не знать), но он обязан предоставить результаты экзаменов по русскому языку, обществознанию и математике. Русский язык – это понятно: уровень грамотности, владения словом, да и общий кругозор будущих студентов проверяется задолго до сдачи ими документов в институт с помощью ЕГЭ. Насколько этот экзамен отражает объективную картину – это уже другой вопрос. ЕГЭ по обществознанию тоже в какой-то степени показывает уровень знаний по гуманитарной дисциплине. А математика? Видимо, учителям русского языка она более необходима, чем литература, которую будущие учителя не сдают ни в какой форме при поступлении. Парадокс, да и только!
Или, к примеру, обратимся к перечню экзаменов, необходимых для поступления на факультет, где обучают будущих учителей информатики и математики. Судя по вступительным экзаменам, информатика здесь вовсе не нужна, так же, как и будущему учителю физики не нужна физика, ведь на вступительных испытаниях от него потребуют только знание русского языка, обществознания и математики. И будущему учителю иностранного языка в начальной школе не нужно при поступлении сдавать английский.
Разве это возможно? Оказывается, возможно. Если раньше считалось, что необходима хорошая профильная теоретическая подготовка на уровне школьной программы, которая поможет абитуриенту успешно конкурировать при поступлении, то сейчас ситуация в корне изменилась.
Почему-то высшая школа (яркий тому пример – НГПУ) не требует экзаменов, которые пригодятся в будущем для данной профессии. Абитуриент должен всего лишь сдать ЕГЭ по основным дисциплинам и один по выбору (причём, не соответствующий профилю выбранной специальности) и отнести результаты в приёмную комиссию. Обществознание сдают все, или почти все, а вот литературу сдать невероятно сложно. Так зачем же утомлять будущих учителей русского языка и литературы тяжёлой подготовкой? Абитуриента нужно жалеть, ценить, и вообще за абитуриента нужно бороться! Неужели таким способом Вузы хотят привлечь как можно больше выпускников? Но разве государство не задумывается, к чему все это может привести? Ведь учителя – «строители» будущего. Они дают знания следующим поколениям и от того, как они обучили детей, будет зависеть все дальнейшее развитие нашего общества! Конечно, возможно в педагогическом университете решили, что в течение пяти лет любого абитуриента можно обучить. Всему. И всё-таки как же призвание? Способности?
В погоне за абитуриентами Вузы (считай, государство!) теряют самое главное – хороших работников, знающих свое дело. ВУЗ наберет нужное количество студентов, выполнит социальный заказ, но только единицы при поступлении будут обладать базовыми знаниями, необходимыми для той или иной профессии. Хорошо, если к окончанию учебного заведения эти знания реально упрочатся. А если в Вуз попадут случайные люди? Перспектива нашего образования в таком случае безрадостна.
Впрочем, не только Вузы «хитрят», набирая абитуриентов. Выпускники тоже ищут пути, если не лёгкие, то самые удобные. Многие из них особо не задумываются о выборе экзаменов и сдают самый легкий (по их мнению) экзамен и уже тогда пытаются найти ВУЗ, который сможет принять их для дальнейшего обучения. Подчас выпускников не волнует выбор факультета и учебного заведения, им просто важно, чтобы их приняли хоть куда-то. Такие студенты учатся, как правило, кое- как и когда-нибудь даже пойдут работать по профессии, но будет ли эта работа им в радость? И будет ли в радость такой работник?
А бывает и другая ситуация: выпускник не может определиться, потому что родители настаивают на одном факультете, а сам он не знает, чего хочет. Такое происходит из-за не оправдавшихся надежд родителей или жесткого контроля с их стороны, считают психологи. Родители уверены, что их ребенок не может сделать правильный выбор, и они должны сами решить все за него. Но ведь учиться надо будет не родителям, а самому ребенку и впоследствии работать тоже придётся ему.
Из-за того, что ему не дали свободы выбора, выпускник может начать винить во всех жизненных неудачах именно тех, кто выбрал за него. «Родители должны советовать, а не решать за ребенка, иначе такая ситуация может привести к депрессии, обиде на родителей, нарушению детско-родительских отношений, занижению самооценки», – утверждают психологи.
Илья, молодой человек 18 лет. Он как раз попал в такую ситуацию. Его родители хотели, чтобы юноша пошел в Медицинский университет и выучился на хирурга, но парня больше интересовали «внутренности» компьютеров (программы). Родители все-таки настояли, и Илья, взяв все необходимые документы, пошел в мединститут. Он всей душой и телом противился профессии хирурга. И когда до приемной комиссии оставалось всего несколько шагов, он повернулся и ушел. Благодаря тому, что он сдавал не только биологию и химию, он смог подать документы в СГУПС на факультет бизнеса и информатики. Он смог поступить на бюджет и теперь учится там. Его родители не обрадовались такому выбору сына, но они приняли его решение, возможно, ещё и потому что сын обучается теперь бесплатно.
Есть и такие выпускники, кто не может определиться, потому что их интересуют сразу многие профессии, и они не могут понять, какая подходит им больше всего. Такие ребята боятся ошибки. Они боятся, что выбранная ими профессия все-таки не понравится им впоследствии. Потратить время впустую – это их главный страх. Не стоит паниковать в такой ситуации.
Для таких абитуриентов и существуют дни открытых дверей в ВУЗах, уроки профориентации, специальные уроки, на которых можно побеседовать с работниками, представителями интересующей тебя области. Это может помочь самоопределиться выпускнику.
ВУЗам необходимо отбирать студентов по их знаниям, а не просто по правилу «Чем больше студентов, тем лучше». Качество образования, которое так ценилось заграницей, к сожалению, падает. Чтобы этого не происходило, необходимо принимать реформы и, в первую очередь, изменения должны коснуться качества образования в высших учебных заведениях. Лучше пускай будет меньше студентов, но это будут те студенты, которые действительно владеют необходимой базой, которые хотят и готовы работать в этом направлении. Только таким образом мы сможем поднять уровень образования и выпускать хороших специалистов.
Добавить комментарий