Храм искусства
Театр для актера – храм. Это его святилище! Твоя жизнь, твоя честь – все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя.
Твоя судьба зависит от этих подмостков.
Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других, священнодействуй или убирайся вон.
Михаил Семенович Щепкин
Действительно, театр для культурного, образованного человека – это удивительный и волшебный мир. Там и люди другие, и запахи, там царит особенная атмосфера. Так хочется посмотреть, поучаствовать и прожить вместе с актерами маленькую жизнь на сцене, а заодно потренироваться в написании статей, создании видео и фоторепортажей.
Почему же некоторые статьи получаются неудачными и сухими? Фотографии – без искорки? Интервью – скучными и неинтересными? Почему актеры и режиссеры недовольны вопросами, которые им задают молодые репортеры?
Мы решили разобраться в этих вопросах, провести свое собственное журналистское расследование, разработать и предложить способы решения данной проблемы.
Итак, поехали!
Конечно, посещать спектакли по контрамаркам – эта редкая возможность прикоснуться к прекрасному, не заплатив за это ни копейки. Тогда почему, в благодарность, не сделать свою работу качественно, ярко, так, чтобы захотелось пересматривать и перечитывать? Так, чтобы возникло желание попасть в театр и соединиться с загадочным актерским миром?
Первая и, наверное, самая главная и грубая ошибка, которую допускают корреспонденты, – это неподготовленность. Незнание сюжета, истории спектакля, имен и фамилий актеров и сценаристов – даже в таком элементарном не ориентируются некоторые журналисты. Дело не в самих репортерах, а в их незаинтересованности в том, что они делают.
Второе – вопросы, от которых буквально трясет респондентов. Не забывайте, актер – это очень нежное существо, ранимое, чувственное, это живой оголенный нерв. Он только что выплеснул в зал свою энергию и силу. Вопросы типа: «Как вы стали актером?» или «Расскажите про этот спектакль» – не подходят! Необходимо тщательно, тактично и корректно задавать вопросы. Они должны быть продуманы, с «изюминкой». Актеры – это творческие люди. Они особенные, не забывайте об этом.
Третье. Ни в коем случае нельзя искажать факты, слова изменять на собственные мысли. Настоящий репортер всегда честен и правдив. Чтобы завоевать расположение читателя, необходимо правдиво рассказывать про то, что вы делаете.
Четвертое, тоже весьма важное. Вам самим должно нравиться, что вы делаете. Так, чтобы читая ваш театральный репортаж, у читателя возникло чувство присутствия. Ну, а если лень, не нравится или скучно – лучше не беритесь за работу. Сделайте что-то качественно, но немного, чем как попало, зато быстро. Это тот случай, когда нравиться должно всем: актерам, организаторам, зрителям, читателям.
Пятое. Если вы снимаете целую фотоисторию о своем походе в театр, стремитесь к тому, чтобы фотографии у вас получились необычные, портретные, коллективные, снимки сцены, зала, актеров, зрителей. Такие, чтобы человек, который не присутствовал на представлении, мог понять происходящее и собрать цепочку событий. Кадры должны передавать атмосферу. «Рассказывать» нам о жизни театра. Они должны быть аппетитные, читатель хочет видеть там только живые эмоции. Такими же качественными должны быть и видеоматериалы.
Шестой важный момент – обязательно договоритесь о встрече с создателями спектакля. Чтобы в спокойной обстановке обсудить тему. Во время того, когда вы берете интервью, не надо бесконечно смотреть в телефон. Для этого достаточно подготовиться, выучить наизусть, понять и проанализировать то, о чем вы хотите спросить у респондента. А самое главное – заинтересоваться темой. Это очень располагает к разговору. Ответы будут искренними, а собеседник – открытым. Текст и вопросы должны быть заранее подготовлены. Конечно, момент волнения никто не отменяет, особенно если перед вами знаменитость, но необходимо проявить стойкость. Быть тактичным, вежливым. Не стоит затрагивать личную жизнь собеседника. Не забывайте, вы не желтая пресса. Нельзя использовать в своей речи бранные, жаргонные слова. Актеры – очень начитанные, культурные люди. Грубость сразу отталкивает.
Побольше снимайте стрит-токи со зрителями, находя из толпы самых разных людей; монтируя видео, желательно оставлять самые интересные моменты. Глупости и пустоту – исключайте. Задавайте «театральные вопросы» и не бойтесь быть осужденным. Люди в театре – интеллигентные, культурные.
Когда пойдете на задание, подумайте о своем внешнем виде. Толстовки, топики, короткие юбки будут здесь неуместны. Нужно соответствовать месту. Помните, встречают по одежке.
И конечно, не забывайте дать цепляющее название своей работе. Помните, как корабль назовешь, так он и поплывет. Здесь можно посоветовать назвать текст, используя блистательную цитату из интервью.
Ну, пожалуй, это все простые рекомендации, которые нам бы хотелось предложить, для того, чтобы проблема исчезла. Хочется, чтобы это было правилом, визиты молодых репортеров только радовали труппы театров, а не огорчали их.
Мы обратились за профессиональным мнением к Артему Леонидовичу Лущику, режиссеру-постановщику, руководителю театральной студии «Наш театр», педагогу-организатору в ОЦ «Горностай», эксперту театрального искусства.
– Что, на Ваш взгляд, будет интересно читать о театре современному зрителю в целом и молодому поколению в частности?
– Книги об актерах, например, Михаила Раневского. Или биографии актеров, чтобы больше погрузиться в интересные и сложные жизненные пути знаменитостей, потому что, как правило, они философы с обширным взглядом на мир.
– Следует ли задавать актерам вопросы личного характера, затрагивающие их финансовое положение, политические пристрастия, личностные отношения?
– Нет, думаю, не стоит, но, к сожалению, с появлением социальных сетей актеры начали больше освещать личную жизнь, тем самым обесценивая свою профессию. Раньше театр был некой загадкой, и поэтому людей туда невероятно тянуло. А если ты узнаёшь больше об актерах или театре, то магия быстро исчезает…
– Если репортаж о театре делается для молодой аудитории, возможно ли использовать в нем элементы молодежного сленга?
– Нет, потому что и так существует большое количество интервью, где уместен молодежный сленг, а театр все-таки более серьезное учреждение. Он раскрывает более важные сущности – жизнь, помогает в поиске себя. Хочется, чтобы репортажи не принижали уровень театра и самого журналиста.
– Имеет ли репортер моральное право высказывать в процессе интервью с актером свою точку зрения, кардинально противоположную той, которую имеет интервьюируемый?
– Думаю, да, но это зависит от уровня самого актера и репортера. Если журналист разбирается в данном вопросе, то его мнение будет уместно, а если он не понимает сути, то это неуважение к актеру.
– Что, на Ваш взгляд, репортеры и журналисты никогда не спрашивают у актеров, но о чем актеры, несомненно, хотели бы рассказать?
– Кажется, что репортеры спрашивают все в достаточном количестве, но не хватает заинтересованности к актерам. Перед тем, как брать интервью, нужно подготовиться и узнать больше информации, чтобы сложился хороший диалог. Удачных вам репортажей!
Добавить комментарий