Back to top

Цифровизация: польза или вред?

Для объяснения некоторых фактов и явлений, для получения всестороннего и целостного понимания мира всегда существовали мифы. Они, как сложные механизмы, организовывали культурную и общественную жизнь. Сейчас, несмотря на быстрое развитие науки и техники, мифы все еще живы в сознании людей.

Только теперь они имеют новые формы и очертания.

Современные мифы не имеют научной и высокоинтеллектуальной основы. Однако они довольно прочно укоренились в умах людей и их повседневной жизни. Непрерывная, быстротечная и разнородная информация не дает человеку определиться и понять, как все должно быть на самом деле, поэтому людям сложно ориентироваться в непредсказуемом и постоянно меняющемся мире. Он начинает искать какие-то ориентиры и «маячки», чтобы не запутаться в информационной среде.

Одним из таких современных маячков является миф о том, что информационные технологии снижают уровень знаний школьников.

Конечно, раньше у ребят, обучающихся в школе, кроме бумажных учебников, обычной доски и мела, ничего не было. Сейчас же в учебном процессе используются современные технологии: различные электронные учебники и пособия, интерактивные доски, планшеты, разные приложения и мультимедийные проекторы. Гаджеты позволяют ученикам лучше усваивать материал, что положительно сказывается на всём процессе обучения.

Так ли это?

Возможность учителя общаться на одном языке с учеником – это лишь первый плюс внедрения современных технологий в нашу жизнь. Это возможность пользоваться библиотечным архивом, не выходя из дома, что также неоспоримое подтверждение важности и значимости современных цифровых технологий; возможность дистанционного обучения, что тоже сейчас весьма актуально и востребовано; возможность наглядно проводить презентации и интерактивные уроки.

Благодаря мультимедийности такие уроки легко усваиваются, повышается успеваемость. Увеличивается интерес и увлечённость учеников.

Безусловно, здесь есть и свои минусы: разные гаджеты могут отвлекать ученика от учебного процесса, но ведь на простых уроках, где не используются цифровые технологии, такое тоже возможно.

Если нет заинтересованности и желания, то освоение материала не произойдёт в любом случае.

Ещё крайне негативным моментом является то, что ученик имеет возможность не выполнять домашнее задание самостоятельно, а просто списать его из сети.

Но опять же, если ребёнок знает, зачем он пришёл в школу, если понимает необходимость обучения, то и списывать не будет.

Кроме того, постоянное нахождение ученика в гаджетах уводит его из реального мира и отрицательно влияет на навыки общения. Дети перестают самостоятельно мыслить и грамотно говорить. Поэтому использование цифровых технологий желательно исключительно в целях обучения. Конечно, иногда хочется потратить своё время на развлечение и игры. Это тоже иногда бывает полезным.

Было замечено, что в школах, где нет информационных технологий, заметно снижается качество обучения. А может, наоборот, цифровые технологии снижают уровень знаний школьников? И что скажет по этому поводу преподаватель с огромным педагогическим стажем? Человек, который учил детей в советские времена по традиционной системе обучения и во времена цифрового прогресса.

Я обратилась к Наталии Львовне Шварц, кандидату физико-математических наук, старшему научному сотруднику, руководителю филиала кафедры ППМЭ НГТУ в ИФП СО РАН, доценту НГТУ, ветерану труда РФ, заслуженному ветерану СО РАН.

– Скажите, как изменилось обучение детей с внедрением цифровых технологий?

– Сейчас наши дети с рождения попадают в среду цифровых технологий и уже многие из них воспринимают компьютер как неотъемлемую часть своей жизни. Деятельность, связанная с использованием цифровых технологий, вызывает интерес и позитивные эмоции. Если её направить в сторону познания и творчества, то рост мотивации к обучению обеспечен. Важно, чтобы с самого начала ученики понимали, что они живут в новом «информационном обществе». Поэтому я думаю, что ухудшило систему школьного образования не само внедрение цифровых технологий, а переход на иную систему образования. В образовательных программах сильно уменьшено количество часов на математику (а это развитие логики) и естественно-научных дисциплин. В результате выпускники не умеют думать.

– Какие личностные качества формирует информационная образованность?

– Во-первых, в результате внедрения в обучение информационных технологий у учеников повышается активность, критический характер мышления, они не просто усваивают новый материал, а проектируют, размышляют и контролируют траекторию своего развития.

Во-вторых, в детях появляются такие черты, как открытость всему новому и умение в этом новом ориентироваться, коммуникативные навыки, умение пользоваться информационными ресурсами для решения жизненно значимых задач. Дети учатся думать самостоятельно, опираясь на собственный опыт и знания. А это гораздо значительнее, чем просто эрудиция и знания без умения применять это на практике для решения конкретных проблем.

– Почему бытует мнение, что цифровые технологии снижают уровень знаний школьников?

– Цифровизация общества сейчас становится естественной средой, жизненно необходимой. Без цифровой грамотности в наше время невозможно достичь успеха, а аналитические и исследовательские навыки школьников активизируются именно благодаря грамотно организованным урокам, с помощью цифровых технологий. Но здесь важно взаимодействие педагога с учеником: чем выше его качество, тем лучше для ребёнка.

Довольно часто сейчас преподаватели, чтобы сделать свой урок насыщенным и интересным, включают в учебный процесс разнообразное технологическое оборудование, но от этого порой теряется сама суть обучения. Да, цифровизация помогает решать множество задач современного образования, в том числе делая взаимодействие участников процесса более удобным, но заменять учителей виртуальной средой – недопустимо и опасно. Это заметно снижает мыслительную активность ребёнка, делает его восприятие пассивным, а физическое здоровье – слабым. Дети не в состоянии решать какие-либо задачи без Интернета. Они перестают самостоятельно думать.

– Помогают ли цифровые технологии преподаванию в современной школе?

– Думаю, при умелом преподавании должны помогать. На мой взгляд, вредно в начальных классах подменять настоящие уроки и задания презентациями и тестами. Цифровые технологии должны дополнять возможности прежнего образования. При этом преподавателям необходимо знать законодательство в области защиты информации и персональных данных, нужно уметь работать с различными устройствами, уметь обеспечить безопасность образовательного процесса. И, конечно, никакая цифровизация не должна исключать человеческое общение. Это будет неразумным и непродуктивным.

Таким образом, становится очевидным, что существуют как положительные, так и отрицательные стороны цифрового образования.

К негативным моментам можно отнести несколько факторов: ограниченное живое общение ученика с учителем, списывание из Интернет-источников, когда дети перестают самостоятельно думать, а также вероятность формирования стереотипного и формального мышления, легкомысленного отношения к учёбе.

Но положительных моментов всё же больше.

Внедрение новых информационных технологий в процесс обучения в первую очередь направлено на воспитание не просто современного общества, а общества будущего. Общества, которое сможет пользоваться различными возможностями цифровых технологий, например, мгновенно найти какую-либо информацию или осуществить сложнейшие вычисление, за меньшее время получить больше знаний.

Получается, что без современных информационных технологий в нашем мире невозможно получить полное и качественное образование. Важно при этом учитывать информационную культуру, при которой соблюдаются все образовательные и воспитательные задачи, а также желание учиться. Тогда никаким образом информационные новшества снизить знания учеников не смогут.

Поставь лайк

up
Проголосовали 17 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image