Back to top

Хорошие учителя создают хороших учеников

Существует множество метафор, связанных с образом учителя. Для меня настоящий педагог – это, прежде всего, интересный человек, личность. Учитель – это призвание. Людям этой профессии свойственно трудолюбие, творческий подход к самым обыденным вещам и, безусловно, огромный запас терпения. Учителями не рождаются, ими становятся. И это в полной мере можно отнести к моему учителю.

Для чего в школе нужны уроки русского языка и литературы? Каждый ученик ответит, что знание русского языка делает человека грамотным, образованным и, безусловно, пригодится в будущей работе. А знание литературы помогает стать душевно богатым человеком, учит сопереживать, мыслить и чувствовать.

Наталья Владимировна Захарова совершает каждодневный, подчас незаметный подвиг – отдает свои знания, вкладывает в учеников частичку своего сердца. Большая удача – встретить такого учителя, который станет для детей путеводной звездой, научит доброте и справедливости, поможет стать Человеком с большой буквы. У Натальи Владимировны есть всё: талант педагога, душевная теплота, чуткость, терпение, неиссякаемая энергия. Она не только учит детей русскому языку и литературе, а также помогает им стать настоящими людьми, знающими историю своей страны, уважающими других, умеющими любить. Она раскрывает таланты юных учащихся, помогает проявить индивидуальность и достичь успеха.

– Наталья Владимировна, сколько лет вы преподаете в школе русский язык и литературу?

– Я работаю учителем русского языка и литературы уже 25 лет.

Почему выбрали эту профессию, именно эти школьные дисциплины?

– Еще в детстве я знала, что стану учителем, в играх я всегда кого-то и чему-то учила. Когда я окончила школу, то в аттестате у меня была только одна четверка по русскому языку. И я решила, что стану учителем русского языка и литературы. Это было желание самообразовываться, постигать эту науку и знать ее безукоризненно.

Но ведь быть педагогом – огромная ответственность, с вас берут пример тысячи школьников. Что значит для вас быть учителем?

– Для меня быть учителем – это находить полное взаимопонимание с детьми. Потому что если оно между учителем и учеником состоится, если случится та самая искра, то тогда и учебный процесс покажется легким и интересным.

Что самое трудное в этой профессии?

– Лично для меня самое трудное, если честно, это проверка тетрадей.

Вам это не нравится?

– Нравится, но я стараюсь проверять все домашние задания, а это большая и трудоемкая деятельность и на это затрачивается очень много времени. Я не очень люблю монотонность, мне гораздо интереснее быть в непосредственном контакте с детьми.

Какое у вас самое теплое воспоминание, связанное со школой, учениками?

– Достаточно трудно вспомнить какой-то определенный момент. Но могу сказать,  теплые воспоминания – когда уходят выпускные классы, в которых ты преподаешь, и они говорят тебе прощальное слово. Это всегда трогательно и оставляет в душе глубокий след.

А если говорить конкретно, то есть сейчас в моей практике один 10 «С» класс, который каждый урок оставляет в моей душе самые яркие впечатления, о которых я вспоминаю с теплотой. Эти дети очень открыты, непосредственны. Могу сказать, что действительно их очень люблю.

За что вам, как учителю, бывает обидно?

– Такое в моей жизни происходит редко. Но иногда бывает обидно, когда ученик говорит что-то грубое. Потом он, конечно, извиняется, понимая свою ошибку, но мне это причиняет особую боль, ведь подобное случается из-за недопонимания.

Какие книги из школьной программы вы бы исключили? Какие добавили?

– Я бы исключила Гоголя «Мертвые души», потому что произведение достаточно непонятное для меня, а тем более для учеников. Добавила бы больше зарубежной литературы, например, «Властелин колец» Дж. Р. Р. Толкина.

Есть ли у вас секрет, как заинтересовать современных подростков литературой, чтением, как оторвать их от гаджетов?

– Заинтересовать подростков чтением художественной литературы очень трудно, но, наверное, их нужно погружать в сюжет произведения, обращать их внимание на какие-то интересные моменты этого произведения. Потом у ученика возникает желание прочитать это произведение. Иногда я пользуюсь таким методом, как опрос по кругу – ученики по очереди рассказывают сюжет произведения, а значит, им приходится читать его в кратком или полном виде, но, так или иначе, готовиться к уроку.

А ощущение, что сейчас растет поколение нечитающих у вас все же есть или наговаривают на ребят злые языки?

– Да, к сожалению, современное поколение читает мало. Они увлечены гаджетами, многие дети «зависают»/«залипают» в соцсетях, тратят время на виртуальное общение, и как следствие – у них хромает устная речь, им трудно выражать свои мысли. Дети говорят плохо, развернутое высказывание построить сложно и пятикласснику, и одиннадцатикласснику. Раньше такого не было. Мы в их возрасте любили читать книги.

– На ваш взгляд, социальные сети – это зло современной реальности? Вы зарегистрированы в них?

– Я есть в социальных сетях и не могу сказать, что они – это зло в современном мире. Ведь есть и польза, например, даже учитель с учеником может общаться через социальные сети. Однако этому необходимо уделять не так много времени, как это делают современные дети. Все должно быть обдумано и рационально, всего должно быть в меру.

Вы используете какие-то дополнительные средства, чтобы ребята прониклись произведением: смотрите фильмы, ходите в театры?

– Я считаю, что самое главное на уроках литературы – это достичь цели, чтобы состоялся диалог между учителем и учеником. Можно урок вести без всяких дополнительных средств, но увлечь учеников. Примеры таких педагогов у меня есть, и я к этому стремлюсь. Но кроме этого мы стараемся с учениками разного возраста каждую четверть посещать театры. Ходим смотреть не только классику, но и современные постановки. Это очень сближает нас, а обсуждение увиденного вызывает неподдельный интерес и у меня, и у учеников.

С героем какого произведения вы себя ассоциируете?

– Никогда не задумывалась. Конкретно сказать не могу. Наверное, это какой-то собирательный образ.

Идеальный ученик для вас – какой он? Давайте пофантазируем.

– Для меня идеальный ученик должен обладать таким качеством, как человечность. Он может плохо учиться, может иногда не выполнять домашние задания, но если я вижу в нём доброту, искренность и открытость, то для меня это самое главное.

А можете дать вредный совет ученикам.

– Вы можете иногда игнорировать домашние задания. Конечно, не по всем предметам и не часто, но это можно делать.

Наверняка ученики часто приносят вам свои рассказы, стихи. Как вырастить талантливого ученика? Как отнестись бережно к его первым шагам?

– Чтобы вырастить талантливого ученика, необходимо его заинтересовать с самого раннего возраста. Ко мне приходят ребята в 5 класс, и моя задача – привить им интерес к литературному творчеству. Если ребенок увлечется, его «затянет», то дальше будет лучше. А чтобы не убить в ребенке желание что-то делать, необходимо поощрять его, и даже не важно, как у него получилось. Поощрение – это самый действенный способ. Можно где-то дать совет, но не более. Главное – не мешать ребенку писать и думать самостоятельно.

2023 год Указом Президента России объявлен «Годом педагога и наставника». Миссия Года – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

Для меня Наталья Владимировна образец учителя и педагога, человек, который пришел в школу по призванию и всю свою жизнь посвятил любимому предмету, сумев «заразить» им своих учеников навсегда. В моем понимании учитель должен быть, прежде всего, другом своим ученикам, человеком, к которому можно прийти в трудную минуту, который сможет дать мудрый совет. Еще он должен сам хорошо знать и любить свой предмет, чтобы уметь заинтересовать им других. К счастью, в моей жизни есть такая учительница, сумевшая открыть мне целый мир русского языка и литературы.

Поставь лайк

up
Проголосовали 19 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image