Это всё, что останется после меня…
Новосибирский музыкальный театр открыл 62-й творческий сезон премьерой – рок-мюзиклом «Фома». После того, как я увидела афиши, то испытала удивление, точнее непонимание, как можно поставить спектакль по творчеству Шевчука. Идея спектакля воспринималась как покушение на классику жанра и не верилось, что получится. Хотелось подождать отзывов и тогда уже может быть пойти на спектакль. Однако любопытство и желание увидеть самой взяли верх.
На премьеру шла и очень боялась, что мне сложно будет воспринимать спектакль. У меня имелись очень смутные представления об описываемой эпохе 80-90-х годов. То время относится к детству и юности моих родителей, я же родилась в начале двадцать первого века. Но три часа пролетели на одном дыхании, и к концу спектакля было ощущение, что весь прошедший день – это было когда-то давно-давно, в моей прошлой жизни, а я живу тут, вместе с героями мюзикла! Местами, открыв рот в самом буквальном смысле! Иногда утирая слёзы...
Либретто к спектаклю написано поэтом и драматургом Константином Рубинским. Режиссер-постановщик Филипп Разенков с бережным отношением, с долей иронии так показал прошедшие 80-е, 90-е годы, будто я не спектакль посмотрела, а прожила всё это вместе с героями.
Действие в пьесе развивается в соответствии с тремя этапами жизни главного героя. Первый этап – провинциальный, сначала полный надежд, далее унылые реалии и попытки поиска альтернативы, неизбежное столкновение с властью и, наконец, осознание себя как личности – музыканта и поэта. Итогом данного этапа пути становится композиция «Майский дождь». Второй жизненный этап – самый сложный период для Фомы – Москва эпохи перестройки. Кульминацией жизни в этот период становится знаменитая «Родина», рвущая душу. И третий – жизнь в прекрасном, сыром, продуваемом ветрами свободы Ленинграде. В нем было и признание, и «плачущее небо под ногами», и знаменитый концерт на Дворцовой площади.
В основу любовной линии спектакля положена история Юрия Шевчука и его первой жены Эльмиры Бикбовой. Женщины, которая, несмотря на свой ранний уход из жизни, стала музой всего его творчества. И Людмила, жена Фомы в мюзикле, по замыслу авторов присутствует в спектакле именно как муза главного героя, его ангел-хранитель во всех передрягах и при жизни, и после смерти. Играет Людмилу актриса Анна Ставская, которая передала точно и убедительно образ Людмилы, ее любовь, которая хранит и помогает выжить в самых сложных ситуациях главному герою спектакля. Она нежная, всепрощающая, дарящая любовь. Сразу вспоминаются слова: «любовь долго терпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; всё покрывает, всему верит, всего надеется, всё переносит...»
Рок-музыкант по имени Фома – центр всего спектакля – главный герой, ищущий своё место в жизни молодой человек советской эпохи, не воспринимающий фальши ни в искусстве, ни в отношениях. Образ Фомы собирательный, обобщённый. В спектакле у него основная драматическая нагрузка. Роль Фомы исполняет актер Александр Крюков, который по-настоящему прожил роль Фомы на сцене, с надрывом, c болью исполняя прекрасные песни Юрия Шевчука. История главного героя – это повествование о человеке со своими убеждениями, своим взглядом на мир, который несет свои идеи через все препятствия на жизненном пути – он не изменился, когда его ломали, когда критиковали, когда возносили. За его образом легко угадывается фигура музыканта, но сам спектакль вовсе не пересказ его биографии.
Актеры новосибирского музыкального театра всегда играют очень тонко, искренне, передавая все чувства своих героев, но в этом спектакле и Анна Ставская, и Александр Крюков достигли чего-то совсем особенного, перешли какую-то грань, где, на самом деле, заканчивается игра и начинается реальность.
Больше всего меня тронула песня «Что такое осень». А именно контрастность сцены – на фоне пика славы Фомы, его известности и популярности, Людмила осталась одна со своей болью и ожиданием неизбежного. Именно на этой сцене горло сжимается, сдерживая вырывающиеся рыдания, а с ресниц смахиваешь слезы. А песня «Белая птица», исполненная нежным и срывающимся голосом Анны Ставской – просто апогей эмоций! Какой-то необыкновенный симбиоз текстов, музыки, либретто, видения режиссера, любимых артистов, этих небольших интервью на черном пределе сцены, дирижера, хореографа, зрительного зала.
Приятно было видеть, как актеры наслаждаются происходящим на сцене, поэтому так гармонично воспринимались все образы героев. А энергетика спектакля передалась зрителям и объединяла нас всех, стирая возрастные границы.
С самого начала спектакля удивляет сценография Елены Вершининой – прозрачная и немногословная, создавшая такой фон и настроение эпохи восьмидесятых, с которых и начинается история мюзикла «Фома». Это совершенно простые декорации, сделанные из картона: улицы провинциального города, в котором живет Фома, скульптуры. У друзей главного героя даже кружки с бутылками картонные. Зритель сразу же вживается в этот мир, и все кажется на своем месте. Упрощенные декорации придают сценам свой шарм, акцентируя внимание на отношениях между людьми, внутренних переживаниях, ломках, преображениях.
Мюзикл «Фома» – это два с половиной часа хитов и совсем неизвестных произведений группы ДДТ. Очень необычное впечатление: вроде бы и спектакль смотришь, и одновременно находишься на рок-концерте. До премьеры этого мюзикла я никогда не была любительницей музыки Юрия Шевчука и песен рок-группы ДДТ почти не знаю, кроме хитов. Теперь этот концерт в моей голове, похоже, поселился надолго.
У мюзикла очень сильная энергетика: зал встал ещё до финальной песни, до поклонов. Очень многие зрители подпевали во время действия, и вообще весь спектакль зал был в единении со сценой. На последней песне зал начал вставать и зажигать фонарики с телефонов – это было так красиво.
Мюзикл «Фома» очень живой. Искренний. Настоящий. Не рок-концерт, именно спектакль! Но при этом с совершенно шикарной музыкальной составляющей, которую обеспечивает оркестр театра и группа «Красный берег».
Этот мюзикл меня по-настоящему зацепил, и я его однозначно рекомендую! Уверена, что в спектакле каждый увидит что-то своё, но равнодушным не останется никто.
Спасибо театру за такой замечательный подарок!
Фото: сайт Новосибирского музыкального театра
Добавить комментарий