«Другой» мир
Искусством я выправляю себя и заражаю нормальных людей… С. Дали
Смотреть на мир через объектив фотоаппарата? Вмещать целый мир в один снимок – это возможно? Интересно… И какой он – этот мир?
Я помню, как наблюдала за отцом, когда он рисовал очередную картину… Мне сложно восстановить в памяти выражения его лица, движения, но ясно помнится увеличительное стекло, через которое он рассматривал травинки, вязаные салфетки и даже воспаленные вены на своей руке. При этом он всегда был сосредоточен и задумчив. Мне было очень любопытно, что он высматривает, и я не раз проделывала тоже самое с волшебным стеклом, но не находила ничего особенного. От этого мой интерес становился еще более жгучим и мучительным. И вот однажды я не выдержала и, заглядывая через плечо отца, тихо-тихо попросила: «Папа, расскажи мне, что ты видишь». И он тогда сказал, что делает это, чтобы ощутить глубину цвета, структуру и что-то там еще для того, чтобы предметы оживали на картинах. Я тогда даже немного расстроилась и обиделась на увеличительное стекло, которое оказалось вовсе не волшебным. Сейчас же я понимаю, что от глаз художника ничего не ускользает, и он может вместить целый мир в одну картину. Тот мир, который видит только он. Тот мир, который видел мой отец, а теперь вижу и я на его картинах.
…И вот опять это чувство из детства, побуждающее к действиям и рождающее огромное количество вопросов. Как? Как видят мир те, кто смотри на него через объектив? В моей жизни появилось еще одно «волшебное стекло», секрет которого мне еще предстоит открыть. И, возможно, на этот раз оно окажется действительно волшебным.
Заинтересовавшись этим вопросом, я заметила, что к такому искусству, как фотография, люди проявляют большой интерес. А можно ли вообще назвать фотографию видом художественного искусства? Во время поиска ответа на этот вопрос я встретила еще один, уже более современный вид искусства, граффити.
Без сомнений, каждый из нас встречался с рисунками или надписями, оставленными неизвестными художниками на стенах подъездов, зданий, на асфальте, остановках и в других, даже самых неожиданных местах. И многие знают, что такие «метки» называются загадочным словом «граффити». Что же это такое? «Термин «граффити» (ударение на 1-м слоге) происходит от итальянского «graffito» и означает «проводить линии», «писать каракулями», «выцарапывать». Первоначально этот термин относился лишь к древним надписям и употреблялся историками и археологами (в частности, граффити показали, что битвы не всегда носили кровавый характер и что гладиаторами нередко были свободные люди, а не рабы.). Сейчас термин «граффити» обозначает всякую неразрешенную надпись, знак, сделанный любым способом на объектах общественной и частной собственности», – пишет В.В. Деларю.
Есть два мнения, одно: граффити – это проявление вандализма, и с этим надо бороться, другое: граффити – новое молодежное художественное направление, и его развитию надо способствовать. Какое же из этих мнений верное? Я считаю, что оба. Ведь граффити разные, при этом разница между ними бывает невероятно велика.
Во время посещения выставки «Мемориальная жизнь» в ТРЦ «Сибирский Молл» я была приятно удивлена увиденным. Скорее даже поражена. Разве превращать ничем непривлекательные кирпичные будки, плиты, огораживающие стройки, недостроенные здания в яркие, красочные, красивые уголки – это не искусство? Порой эти рисунки похожи на фотографии (поэтому я ими и заинтересовалась), комиксы или детские книги в картинках. Прекрасно исполненные в подходящем месте, без употребления нецензурной лексики – именно такие граффити можно назвать творением молодежи XXI века.
Совсем недавно на Шевченковском жилом массиве появился неизвестный художник – граффитист. Его первые работы я заметила сразу, так как они находились на территории школы, в которой я учусь. То, что автор всех рисунков один человек, понять было несложно: у него есть особый подчерк, здесь и подписи не надо. Граффити, были выполнены черной краской, без использования других цветов, сдержанные, не бросающиеся в глаза. Вскоре рисунки появились на улице, за территорией школы. И знаете, удивительно, что на территории школы – это милые пингвины, котята и птички, а на улицах – это изображения людей, не вызывающие никаких положительных эмоций. Это говорит о том, что художник выбирает место для подходящего, на его взгляд, рисунка, а не рисует бездумно, мотивируясь желанием разрушать или нарушать законы. А ведь многие считают, что люди этого направления невоспитанные, необразованные нарушители порядка. Это не так. Такая характеристика подходит скорее граффитистам-вандалам. Тем, кто оставляет «метки» с эротическим содержанием, бранью. Тем, кто рисует на памятниках культуры.
По-моему, вандализм – бессмысленное уничтожение культурных и материальных ценностей, одна из форм разрушительного поведения человека. Поэтому настоящих художников и вандалов очень сложно считать людьми, объединенными общим делом и интересами.
Я считаю, что граффитисты обладают высоким уровнем интеллекта. Иначе, как объяснить появление граффити в 3D, то есть объемных работ. Их исполнители сначала рисуют набросок (кстати, как и большинство граффитистов вообще), затем проводят расчеты, подбирают цвет и пропорции, чтобы получить нужный эффект. Эта работа занимает не один день, и даже не одну неделю. Только после этого граффити наносят на поверхность выбранного места. На этом этапе требуется еще больше труда и расчетов. В результате мы получаем невероятные рисунки в объемной форме. Почему это нельзя назвать искусством?
Ценители современного искусства есть, но все же противников у него больше. Наверное, к обществу еще придет понимание того, что бесполезно пытаться оборвать, сломать, запретить молодежи рисовать там, где им хочется, и то, что им хочется. На мой взгляд, художникам надо выделять определенные места, где молодежь могла бы выразиться. В школе это могут быть, например, доски для любителей рисовать на партах. Почему бы и нет?
А еще лучше, проводить конкурсы среди граффитистов в городе. Многие были бы удивлены, увидев, на что способно поколение XXI века. Ведь за нами будущее!
Добавить комментарий