Back to top

«Честь - это поэзия долга»

Серебряные и белые буквы на черном фоне: «Дуэльный кодекс Российской империи». Само начало фильма «Дуэлянт» задает особый настрой, завораживает своим стилем. В фильм хочется всматриваться, выжидать развития действия и любоваться эстетической красотой каждого эпизода. Глаза не разбегаются, а следуют за камерой, ловят кадр за кадром, наслаждаются происходящим.

«Честь» – понятие, которое не обозначает какой-то конкретный объект, это нечто зыбкое, ускользающее от человеческого понимания. Строится ли честь на общепринятых правилах? Или же она основывается на чем-то более высоком? Совесть? Мораль? Каждый по-своему толкует это понятие, каждый по-своему действует, анализирует ситуацию, рискует. А что является честью дворянина? Дворянина царской России конца девятнадцатого века?

«Дуэлянт» – это ретроспектива событий второй половины девятнадцатого столетия, современный взгляд на прошлое, на 1860-й год. Сразу видно, что создатели фильма подошли к вопросу серьезно, с уважением к истории. У Алексея Мизгирёва ярко передан дух времени: разговоры главного героя и немецкого барона о деньгах и грязных заработках с помощью дуэлей, ведутся на фоне проливного дождя, когда рабочим даже в такую погоду приходится трудиться не покладая рук:

- Наша жизнь в Висбадене казалась мне адом, но жизнь здесь – это за пределами моего бедного разума.

- Грязь приносит вам прибыль.

Время крепостничества ещё не истекло, а на пороге уже эпоха капитализма: правила меняются, на сцену выходят новые герои… Дворянину этого времени приходится несладко. Его жизненные привычки уже являются давно забытым прошлым, но и настоящее ещё не приобрело четких и ясных очертаний. Дворянин, как и раньше, идет играть в карты, как и раньше, проигрывается. По правилам чести он должен тут же выплатить деньги, которых раньше было много, а сейчас не осталось. Заложены и перезаложены имения, и вот дворянин попадает не в самую благоприятную ситуацию: берет в долг у своих кредиторов. Обстоятельства вынуждают совершать неблагородные поступки – договариваться с профессиональным дуэлянтом, чтобы тот убил кредитора.

Что-то должно измениться, Россия стоит на грани перемен. Год до подписания «Манифеста» об отмене крепостного права, пятьдесят семь лет до Октябрьской революции… Фильм показывает, как дворяне девятнадцатого века находились в подвешенном состоянии: настоящее – это зыбкая почва, в которой вязнут некогда твердые понятия чести, будущее – туманная дорога, ведущая неизвестно куда.

Изображая Россию конца девятнадцатого века, Мизгирёв выводит на поверхность нечистоты Петербурга, всю подноготную, скрытую за понятием чести. Как и Лондон Чарльза Диккенса, как и Петербург Достоевского, в «Дуэлянте» Алексея Мизгирёва Санкт-Петербург предстает городом сырым, грязным и темным. Город-монстр с улицами, переполненными кровью, которая проливается за честь дворянина бесчестным образом.

Схема проста: отставной офицер Яковлев участвует в дуэлях за деньги, чтобы взяткой вернуть честное имя умершего Колычева, а немец-барон принимает заказы на убийство и организует дуэли. Но у зрителя на слуху не только имя главного героя, дуэлянта. Молодые брат и сестра Тучковы, единственные наследники княжеского рода, смело отзываются о некоем графе Беклемишеве, чья фигура на протяжении всего фильма интригует, притягивает к себе. Именно он и есть тот человек, который разбрасывается деньгами, ни во что не ставит истинную честь дворянина и действует из подполья, чтобы убрать с пути тех, кто мешает ему достичь цели.

Фильм не отвечает на все возникающие вопросы сразу. Почему Яковлев пытается вернуть звание дворянина погибшему Колычеву? Кто такой граф Беклемишев? Кто делает дуэлянту заказы на известных питерских бретеров? В чем смысл фильма, его задумка, его цель? Но стоит лишь отбросить все лишние вопросы из головы, чуть внимательнее присмотреться к происходящему и почувствовать атмосферу, переданную режиссером и съемочной группой, и сразу проливается свет на тот вопрос, который поднимает сам фильм: что есть честь?

В продуманном, с детальной точностью выверенном «Дуэлянте» шаг за шагом задействуются его «механизмы»: перед глазами зрителя разворачиваются то брутальные сцены убийств, то моменты из памяти дуэлянта о жизни на Алеутских островах, то показаны разговоры героев в настоящем. Походу фильма постепенно раскрывается главное: Петербург – скопище лжи, грязи и капитала, а воспоминания об Алеутских островах главного героя показывают совершенно другой мир, которому чужды принятые обществом условности. Племя алеутов живет по совести, а ссыльные не скрывают своих преступлений. Солнце там светит ясно и намерения людей столь же ясны.

 Съемочной группой произведена объемная работа; всё продумано с точностью до деталей: цвета, костюмы, освещение. Ракурсы, выбор планов и композиция - всё помогает превратить фильм в «экспонат картинной галереи».  С первых минут фильма понятно, «Дуэлянт» выдержан в определенной цветовой гамме: белый, темно-синий и черный, золотой и коричневый. Она ассоциируется с главными составляющими фильма: дворянской честью и подлостью, которая за ней скрывается. Нельзя не обратить внимания на костюмы девятнадцатого века: это не точная копия моды того времени, а искусная её стилизация, которая придает фильму ледяное очарование и является одним из элементов, создающих атмосферу города. Бешеный шум выстрелов, стук каретных колес, тяжелая, волнующая музыка заставляют душу содрогаться на протяжении всего фильма, они вызывают напряжение, пропитывают Петербург «Дуэлянта» ощущением присутствия крови и «легкой наживы». Вообще, весь звукоряд поражает тем, что каждый отдельный звук также является частью средства, которое воссоздает картину целиком, передает тревогу и ту неизведанную силу, что наполняет город.

Таким представляется  мощный фильм Алексея Мизгирева о проклятом дуэлянте. Сюжет точен и понятен, все художественные средства работают на главную идею. Картина получилась великолепной, но вот незадача: поднимающий вопросы чести и рассказывающий о бездушных людях фильм, в конце концов, сам оказывается бездушным. Все время просмотра росло ожидание чего-то поистине трагического, заставляющего струны души натянуться и со  звоном лопнуть в самый  «кипящий» момент сюжета. Но такого момента  не было, сердце не содрогнулось в страхе за судьбы героев, разум оценил, осознал и сделал вывод: «Сделано качественно, хорошо, красиво, а дальше-то что?». «Дуэлянт» завораживает и чарует своей монументальностью и внутренним пространством, которые держат зрителя в Петербурге третьим, наблюдающим лицом. Актеры фильма передают образ и характер, они ни разу не дали повода усомнится в их профессиональности. Реплики героев, их громкие слова шокируют и удивляют. Всё на высшем уровне, кроме самого главного – силы, пробуждающей в людях эмоции. В фильме отсутствует энергия, дарующая удовольствие от просмотра. Единственное удовольствие, которое можно получить, – эстетическое. Зритель превращается в блюстителя и анализатора всех увиденных действий. «Дуэлянт» подобен самому себе: оружие, рассматриваемое в фильме как отдельный вид искусства, всё-таки представляет собой механизм, так и сцены «Дуэлянта», потребовавшие огромных стараний – части механизма, который обязательно должен куда-то выстрелить.

Осталось лишь определиться,  стоит ли тратить время на просмотр «Дуэлянта». Определенно стоит, ведь фильм поражает способом подачи. Не часто встретишь на экранах кинотеатров произведение, своим повествованием и художественными средствами напоминающее исторический роман. Любое упоминание о «Дуэлянте» бросается в глаза, привлекает внимание. Фильм был похож на выстрел, но единственное, что заставляет меня сомнительно говорить о нем, то, что пуля не попала мне в сердце.

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image