Человек с «начинкой»
Будьте собой, и позвольте другим быть собой.
Наталья Долгова
С подругой моей тети, Натальей Дмитриевной Долговой, мы знакомы давно. Семья Падалка (это девичья фамилия Натальи) жила на станции Урываево, которую я считаю родиной своих предков и часто там бываю.
Наталья Дмитриевна – необыкновенно деятельный, энергичный, общительный человек. Мне давно было интересно побеседовать с ней о её жизни, но из-за большой загруженности Натальи мы не могли встретиться с ней почти год.
Для меня это было самое необычное из моих интервью, так как я сидел у моей тети в домашней футболке и шортах, рядом бегали мои племянники, а тетя делала Наталье прическу. Но я считаю, что именно в такой обстановке ведутся самые задушевные разговоры.
– Наталья Дмитриевна, давайте начнем с Вашего детства? Где Вы родились?
– Я родилась в поселке Заря Панкрушихинского района Алтайского края. Когда мне было три года, мой отец Дмитрий Гордеевич и мать Надежда Клавдиевна с детьми переехали на станцию Урываево. Я себя считаю жительницей Урываево, так как прожила там до девятнадцати лет.
– В какой школе Вы учились?
– До пятого класса я училась на станции Урываево, в малокомплектной школе. Что такое малокомплектная школа? Это когда в одном кабинете одновременно учатся три класса, первоклассники пришли к первому уроку, второклассники ко второму, а третьеклассники к третьему, при этом у одних музыка, у других литература, а у третьих математика. Так и учились!
В пятый класс я перешла из третьего, в школу в селе Урываево, которое находится в девяти километрах от станции. Бывало, что машина, довозившая детей до школы, буксовала, и приходилось идти пешком, старшие несли младших на руках. В то время нам это казалось приключением, и нам нравилось так добираться до школы.
– Был ли у Вас самый любимый предмет?
– У меня не было в школе любимого предмета, так как из-за маленького педагогического состава очень не хватало достойных учителей. Допустим, была учительница по литературе, Мария Семеновна Тарасова. Она хорошо знала свой предмет, но вела себя с детьми высокомерно. Если бы она была более адекватной, то возможно я стала бы писательницей.
Несмотря на вредность некоторых учителей, я все равно хорошо училась, потому что быстро все усваивала. Я могла на перемене на коленях написать домашнее задание, за урок успевала написать два сочинения, себе и подруге.
По-настоящему меня заинтересовали какие-то предметы, только когда я поступила в Карасукское педагогическое училище. В первую очередь это были русский и литература. Как раз таки благодаря личности преподавателя. Ирина Геннадиевна Баженова полностью отдавала себя своему предмету. Также она вела театрально-игровую деятельность, в которой я участвовала.
Второй предмет – это психология. Её вела Татьяна Васильевна Маркова, которая после окончания факультета психологии МГУ и Московского института психологии по распределению попала в Карасукское педагогическое училище. Она была колоритной женщиной, которая хорошо и интересно вела свой предмет.
С шестнадцати лет я увлеклась психологией настолько, что вопроса «кем быть» и не возникало. Сразу решила, что буду психологом! Но сначала нужно было получить среднее образование.
Стоял выбор между Камнем-на-Оби Алтайского края и райцентром Карасук Новосибирской области. Карасукское училище было более продвинутым для того времени. Там была экспериментальная площадка с более широким спектром новых специальностей, и я могла стать не только учителем начальных классов, но и вести кружки, окончив факультет театрально-игровой деятельности.
Спустя четыре года обучения по специальности «учитель начальных классов», я вернулась в Урываево и стала работать в родной школе. Зачем я туда пошла?
В училище была такая история: мне нужно было сдать экзамен по специальности «театрально-игровая деятельность». Мы ставили спектакль по мотивам повести В. М. Шукшина «До третьих петухов», в котором я играла роль Ивана-дурака. И там был такой персонаж – Медведь. Преподаватель, Ирина Геннадьевна, видела его развязным и веселым, а я – уставшим от жизни, и когда я пыталась это как-то донести до преподавателя, она сказала мне: «Падалка, не спорь со мной, вот станешь режиссером, и у тебя медведь будет таким, как ты хочешь». У меня это отложилось в памяти. После окончания училища я вернулась в родную деревню, устроилась пионервожатой в школе, проводила праздники. И там я поставила свой спектакль с медведем, грустным и уставшим от жизни. И это было феерично, потому что ни до этого, ни после этого спектакли в Урываево никто не ставил. Год я проработала как культорганизатор и уехала, потому что хотелось расти дальше.
– Наталья Дмитриевна, а что было потом?
– Я уехала в Новокузнецк к брату. Сначала я хотела устроиться по своей педагогической профессии, рядом был детский дом, и меня тянуло туда. Я как будто чувствовала какой-то кармический долг. Но в начале у меня не было прописки, потом пришлось помогать родным. Нужны были деньги: моя младшая сестра Ольга заболела, а старшая сестра Лена еще училась в медицинском университете.
Мне предложили, пока нет прописки, лепить пельмени. Мне было двадцать лет, я была яркая, энергичная, входила и заполняла собой помещение, любила шутить, рассказывать анекдоты. Я хотела, чтобы всем было весело, и у меня это получалось.
Спустя три года моя сестра Ольга поправилась, Лена окончила медицинское училище, и они переехали в Новосибирск, а я последовала за ними.
Мы с сестрами снимали квартиру на Планировочной, а рядом был коррекционный детский дом № 6. Там была свободна должность социального педагога, и я долго ходила к директору Наталье Николаевне и просила взять меня на эту должность, а она все «кормила меня завтраками», предлагала мне пока поработать у них уборщицей.
И я устроилась работать в училище для инвалидов, которое тоже находилось неподалеку. Туда я пришла как культорганизатор, и в первый же день мне поручили провести праздник Дня святого Валентина. Я начинаю разговаривать с людьми и понимаю, что самодеятельность здесь незаслуженно забыта. Ведь что такое люди-инвалиды, причем молодые инвалиды? У инвалидов и так мало возможностей себя реализовать. На самом деле они часто глубоко талантливые люди, но у нас политика такая, что мы фокусируемся на недуге и носимся с ним. На мой взгляд, нужно взять ресурс человека, его сильные стороны и работать с этим, и только так можно вывести его на другой уровень развития, помочь стать успешным.
У нас был парень с ДЦП, Евгений Клименко. Он пришел в это училище получать профессию обувщика. Вскоре стало понятно, что он не сможет работать обувщиком, так как у него были слабые руки, и он не мог бы даже резать кожу. Но у него был чудесный голос, он прекрасно исполнял шансон. И мы стали его привлекать к выступлениям на сцене. Ему нравилось петь, он стал раскрываться. В какой-то момент он решил все бросить, вернуться к себе в деревню, поскольку обувщика из него не получится. Я уговорила его остаться, сказала, что ему не нужно быть обувщиком, что у него прекрасный голос, и ему нужно петь. Мы с директором училища сделали для него облегченный вариант программы, и он остался. Ездил везде с выступлениями. Позже ему сделали операцию, и он стал гораздо лучше ходить. Спустя несколько лет он пришел ко мне и сказал, что если бы я не встретилась на его пути, его жизнь сложилась по-другому. Благодаря тому, что он остался в училище и пел, его сольная карьера как певца пошла в гору, его записывали на радио, он много выступал, женился, у него родился ребенок. Сейчас у него все хорошо, он живет полной жизнью.
В той же группе обувщиков учился Евгений Тихов, который тоже прекрасно пел. Он к нам пришел из того самого детского дома. Когда наша самодеятельность вышла на высокий уровень, и мы ездили всюду с концертами, мы приехали в тот самый детский дом, а у них вообще «западала» художественная самодеятельность. Подходит ко мне та самая Наталья Николаевна, она меня не узнала и предложила работу, но я напомнила ей, что мы знакомы, и намекнула что «поезд ушёл». А Женя Тихов не стал обувщиком, он сейчас работает в театре «Глобус» звукорежиссером.
Ещё у нас в училище была девочка, Катя Матвеева. Она была очень красивой и шикарно пела. Она выходила на сцену в наших концертах и была звездой. У нее поднялась самооценка. Сейчас у нее семья и ребенок, и я уверена, что она продолжает выступать.
Мы открывали и закрывали все «Декады инвалидов», мы выступали в саду им. Кирова, в «Глобусе», в 2010 году в конкурсе патриотической песни мы заняли третье место с песней «От Волги до Енисея». Для меня это был недосягаемый уровень, было ощущение, что это происходит не со мной. Я из маленькой деревни Урываево, без музыкального образования, я не знаю нотной грамоты, не умею петь и танцевать, у меня есть только харизма и умение убеждать. Я просто могу все организовать.
Однажды сказала мужу, который тогда был моим молодым человеком: «Вроде бы незаметно, но ведь мы делаем людей счастливыми!» Людей, которых кто-то считает людьми «второго сорта», но по факту они лучше нас.
– Вы получили образование психолога?
– Да! В 2009 году, уже работая педагогом-психологом в училище для инвалидов, я закончила НГПУ по специальности педагог-психолог.
Когда я заканчивала университет, мне предсказывали, что я все равно вернусь и буду учиться дальше, потому что я не могу работать по данной мне кем-то программе. В какой-то момент я поняла, что мой практический опыт пора объединять с теорией. И через много лет я вернулась и поступила в магистратуру на дошкольное отделение. Через год мне нужно будет защищать диссертацию.
– Как Вы пришли работать в детский сад?
– В училище я работала до декретного отпуска, а после пошла за своими детьми, работать в детский сад. Я была шокирована тем, в каком состоянии находится наше образование в целом, в том числе и дошкольное. В садике пятьсот пятьдесят детей, я – единственный психолог. Такой психолог, который увлекается психологией всю свою жизнь, и который уделяет этому большее внимание. Я не могу подойти лично к каждому ребенку и помочь ему, но я могу научить этому педагогов и рассказать им, как работать с детьми, как разговаривать с их родителями, как решать психологические проблемы детей, как добиваться педагогических результатов. Я стала работать в этом направлении. Первый год я работала над профилактикой эмоционального выгорания среди педагогов, потом я стала проводить тренинги личностного роста. Постепенно я повышала психологическую компетентность педагогов, и, в принципе, у меня это получилось. Но помимо нашего детского сада вся система образования нуждается в реорганизации, и она уже идёт в течение двух лет. У меня есть свой взгляд на реформы в образовании, и так как на сегодняшний день он совпадает с образовательной политикой государства, я продолжаю работать в образовании, мне кажется, что я там сейчас нужна.
Мне во всем нужна структура. Понятная система. Мне кажется, что у меня возникает какой-то импульс, подсказывающий, что вот сейчас надо делать именно так, и я делаю так, как считаю нужным. А благодаря тому, что у меня много упорства, и я умею убеждать людей в своей правоте, и люди идут за мной!
Пришла я в детский сад и понимаю, что здесь все не так. Начинаю работать, проходит время, и постепенно я понимаю, что постепенно все становится так, как и должно быть. Порой я и сама не знаю, как это получается. Пока, в мои сорок три года, могу сказать, что мой внутренний голос ни разу не приводил меня туда, куда не нужно.
– Расскажите о своих победах и наградах, которые Вам дороги.
– В 2022 году я учувствовала в конкурсе «Педагог-психолог» и вышла в лауреаты в области. Членами жюри были люди с мировыми именами, мэтры психологии: Татьяна Леонидовна Чепель, Евгений Владимирович Руденский, и я с ними в прямой беседе отстаивала свою точку зрения! Это был колоссальный опыт, который позволил мне убедиться в том, что я большой практик, но мне не хватает теоретической базы. Я смогла победить благодаря умению вести диалог.
Когда я работала в училище для инвалидов, у меня было много наград: от начальника департамента соцразвития Новосибирской области Сергея Пыхтина, мэра Владимира Городецского, губернатора Виктора Толоконского, потому что мы активно занимались популяризацией самодеятельности среди молодежи с ограниченными возможностями здоровья и достигали больших результатов.
У меня есть благодарственное письмо от начальника департамента образования мэрии Новосибирска Рамиля Миргазяновича Ахметгареева и мэра города Анатолия Евгеньевича Локтя.
Я являюсь руководителем методического объединения педагогов-психологов Ленинского района.
Учувствую во всех профсоюзных конкурсах. Кстати, я тоже пишу и даже стала победителем профсоюзного всероссийского конкурса «Профрепортер». Моя статья «Жила-была первичка» о работе первичной профсоюзной организации нашего детского сада заняла первое место.
У меня много почетных грамот и благодарственных писем, но у меня нет каких-то особых амбиций, я это воспринимаю просто: сделала и сделала, победила и победила. Я состою в сильной команде педагогов, с которой мы участвуем во многих конкурсах и часто побеждаем. Например, мы участвовали в конкурсе «Здоровые решения, здоровые практики», пытались выиграть восемьсот тысяч, чтобы создать экотропу. Заняли шестое место, в Екатеринбург ездили представлять свой проект, но не смогли победить, выиграл парень, который создавал лекарство от сахарного диабета.
Во многих конкурсах я участвовала именно в команде.
– Расскажите о своей семье. Расскажите, как вы познакомились с мужем?
– С моим мужем Алексеем мы познакомились на Новый год. Долгое время мы общались как друзья, потом начали жить вместе, прожив десять лет, мы поженились, у нас родилась дочь Даша, а позже сын Саша. Вместе мы уже восемнадцать лет.
Наши отношения складывались, может быть, не так, как у многих пар. Я всегда иду за своими интересами, и мой супруг это мне позволяет. Он оплачивал мои тренинги. Сейчас у нас маленькие дети, которые занимаются спортом. Их нужно отвести и привести. И когда я пришла к мужу и сказала, что хочу пойти в магистратуру, первая его реакция была отрицательной. Потому что все это ляжет на его плечи. Либо он меня очень любит, либо я умею убеждать, но вскоре он все-таки согласился. Также, когда я участвовала в конкурсах, он очень мне помогал и поддерживал. И так в течение всей нашей жизни. Наши отношения складываются так, что мы идем вместе. Наш брак – это взаимное уважение друг к другу. Он достаточно уважительно относится к моим занятиям и увлечениям, а я к его.
У нас довольно крепкая любовь. У нас с ним была дружба, страсть и сейчас нежность, а все это вместе я назову любовью. Он никогда не дарил мне букеты, не стоял на колене, говоря «выйди за меня замуж». Когда меня спрашивают, «расскажи, какой у тебя муж?», я могу с уверенностью ответить: «Надежный!»
Когда Саше было два года, я вышла на работу, и у меня был комплекс вины из-за того, что дети предоставлены сами себе. Как истинный психолог я пришла за помощью к своим коллегам: избавляться от чувства вины через тренинги, и мне пришло озарение. Наша семья – это уважение интересов каждого. Каждый из нас сам по себе интересен, у каждого свое увлечение, и мы ничего друг другу не запрещаем и во всем друг друга поддерживаем.
– Какие у Вас дальнейшие планы?
– В будущем, скорее всего, я пойду преподавать, транслировать свой опыт совместно с теорией. Возможно, буду проводить практические занятия и тренинги. Никогда не мечтала уйти в частную практику, хотя мне это предрекают. Я прекрасно понимаю, что я могла бы помогать богатым семьям и хорошо на этом зарабатывать, но моя стезя – простые дети.
– Есть ли у Вас рекомендации детям, их педагогам и родителям?
– Важно, чтобы у каждого человека была наполненность. Наполнить детей могут помочь родители, грамотные педагоги. Наполненность – это наша способность жить и выживать. Люди пустые и люди «с начинкой» очень отличаются по всему. По взглядам, по поведению, по поступкам. Моя рекомендация такова – заботьтесь о том, чтобы ваша наполненность была вам интересна, комфортна, чтобы в ней была гармония, чтобы она была именно вашей, а не той, которая навязывается извне. Та наполненность, которая идет из семьи, а ты потом всю жизнь её совершенствуешь.
Позвольте детям быть самими собой и не пытайтесь их переделать. Нужно помогать им развиваться, но не нужно перекраивать их под себя, под свою модель мира. Будьте собой, и позвольте другим быть собой.
– О чем бы Вы хотели сказать, о чем я Вас не спросил?
– Жизнь меня сводила с умнейшими людьми. Хочу сказать спасибо всем тем, кто встречался на моем пути. Друзьям, родственникам, которые меня чему-то научили. Каждый из них сделал меня той, которой я являюсь. Благодаря им я в чем-то выросла, в чем-то поняла свои ошибки. Без них я была бы не я!
Комментарии
Екатерина replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Молодец
Елена replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Хорошо
Ищенкова Ольга replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Молодец, Егор, замечательная
Падалка Галина ... replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Егорка ты молодчика
Грязнова Людмила replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Очень интересное интервью
Виктория replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Интересная статья
Константин replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Интересная статья!
Виктор replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Вы душевный журналист, и
Автор replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Всем спасибо за хорошие слова
Алексей replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Отлично продолжай так дальше
Гость replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Красавчик, пишешь отлично!
Добавить комментарий