Академгородок – град науки
Мы привыкли, что живём в Академгородке. Хотя по документам мы так-то гордые жители Новосибирска, а точнее, Советского района. О нём я и хочу порассуждать. Однако прежде чем изложить свои мысли, я бы хотел предупредить, что рассуждение мое основано на личном опыте и обывательской точке зрения человека моего возраста. Что ж, приступаю.
Наверное, первое, что приходит на ум: Академгородок создан академиками. Да, это верно. Заложил идею и воплотил её в жизнь великий советский академик Михаил Алексеевич Лаврентьев и группа его единомышленников. И они сумели превратить небольшое село в цитадель сибирской и мировой науки. Это сохраняется до сих пор: Верхняя зона у меня ассоциируется с наукой, институтами и нашим Новосибирским государственным университетом. Если внимательно следить за достижениями институтов, то, наверное, каждый день открывается и изобретается что-то, идущее на благо человечества. Так что да, с полной уверенностью можно утверждать, что Академгородок получил своё название вполне заслуженно. Но мне хотелось бы не только заново изобрести велосипед, но и, скажем так, пролить свет на некоторые факты.
В нашем небольшом городке насчитывается 32 института. Поистине впечатляющее число, но... Лично я был на территории «зверинца» Института цитологии и генетики многое исправил, обновил. Покосившиеся клетки, заросшие травой по пояс ряды сгнивших домиков для животных... Всё это наводит тоску и уныние. И в этом нельзя обвинить учёных – все они увлечены своей работой. У моего друга отец работал в одном из институтов. Периодически друг рассказывал мне о жизни в этом оплоте науки, и скажем так: рассказы эти далеко не всегда были в духе «наши учёные совершили открытие»; скорее они были наполнены мелкими деталями, которые прямо препятствуют развитию науки.
Тоску и уныние навевает и моё поколение. В моем родном классе многие даже не рассматривают возможность стать учёными, а ведь это первостепенная задача специализированных классов! Некоторые из моих одноклассников учатся из рук вон плохо, и их это не тревожит! Они пришли учиться или развлекаться с друзьями? Если второе, то добро пожаловать в обычный класс, где можно, простите, забить на учёбу, но всё равно гордо гарцевать с пятёрками! Некоторые спят на факультативах и уроках, а некоторые открыто болтают и играют, кидаясь различными предметами! И кто же тогда вырастет взамен тех, кто грызёт гранит науки сейчас? Я, признаюсь, тоже не идеал, но здесь, в специализированном классе, из нас делают учёных, и я стараюсь учиться хорошо. А они? Они готовы?
Извините за столь длинный пассаж, но, по моему мнению, решение проблемы подрастающего поколения учёных крайне важно для города, который буквально живёт наукой. Итак, я могу сказать: Академгородок носит своё, безусловно, гордое название, благодаря институтам, благодаря учёным, готовым на всё ради работы, и их открытиям. Но всё больше времени институты тратят на детали, которые, казалось бы, не должны быть существенными для науки: детали обывательского, мелочного свойства. И кто растёт на смену трудолюбивым и умным людям, которые, несмотря на все препятствия, двигают науку вперёд? Неужто мои ровесники, что предпочитают списать, а не выучить? Презирают некоторые уроки и факультативы?
Да, сейчас Академгородок – это град науки. А будет ли он таковым через, скажем, десять лет? Двадцать? И не потухнет ли свет науки, попав в руки моему поколению?
Фото: сеть интернет
Добавить комментарий