Выбор профессии
Век технического прогресса диктует свои правила. Тот, кто не подчиняется – погибает. Как выжить и при этом не потерять индивидуальность? Мы можем не беспокоиться о взрослой, сформировавшейся личности, но кто подумает о молодёжи, которая стоит на распутье? Какую жизненную дорогу выбрать? Как сдать ЕГЭ? Как совместить сиюминутные интересы и амбициозные цели в будущем? Такие вопросы ставит перед собой молодёжь.
Чтобы выяснить, на какие аспекты молодёжь обращает внимание при выборе будущей профессии, мы составили тестовый опрос и разместили его в интернете. Респондентам был предложен вопрос с вариантами ответа: На что вы обращаете внимание при выборе будущей профессии? 1) мне эта профессия нравится; 2) высокая оплата труда; 3) востребованность в обществе; 4) советы родителей/друзей; 5) другое.
В опросе приняли участие 100 человек в возрасте 15-17 лет (выпускники школ, для которых особенно остро стоит вопрос о профессиональной ориентации). Опрос выявил: • 67% респондентов руководствуются заинтересованностью в профессии; • 19% ставят на 1 место высокую заработную плату; • 8% обращают наибольшее внимание на востребованность; • специалистов в определённой области; • 5% следуют советам родителей/друзей; • 1% выбирает будущую профессию по другим критериям.
Как показал анализ результатов опроса, большая часть респондентов выбирают профессию в соответствии со своими склонностями. В связи с этим возникла необходимость конкретизировать, что включает в себя вариант ответа «мне эта профессия нравится». Проведённое с этой целью исследование позволило установить, что значение слова «нравиться» применительно к профессии в сознании современной молодёжи включает следующие компоненты: • признание в обществе; • высокая заработная плата; • комфортные условия труда; • мода; • призвание.
Из сказанного следует, что при выборе профессии молодёжь крайне редко следует призванию. Таким образом, часть респондентов, выбравших первый вариант ответа, руководствуется другими мотивами. Кроме того, статистические наблюдения осложняются такими факторами, как 1) отсутствие в сознании молодёжи понятия «призвание»; 2) актуализация разных компонентов значения слова «нравиться».
Итак, данное исследование выявило связанную с выбором профессии проблему: как возродить понятие «призвание» в современном обществе. По нашему предположению, на решение этого вопроса, в первую очередь, должна быть направлена образовательная политика. Требуются новые подходы к профессиональной ориентации старшеклассников, иное осознание роли вузов, колледжей, среднетехнических учебных заведений, возможно, изменение содержания обучения. Эти и другие аспекты образования и социальной сферы станут предметом нашего следующего исследования.
Добавить комментарий