Back to top

«Ты - то, что ты ешь»: культура информационного потребления

Пища для ума и «кулинарные привычки», или Какая она, информационная культура XXI века?

Утро. Комната. Темнота. Сквозь тишину сонного царства раздаётся едва слышное тиканье часов. Пустота. Но лишь только человек откроет глаза, в его мозг стремительным потоком начнёт попадать информация. О времени суток, погоде за окном, случившихся событиях и обо всём, что скоро произойдёт. Процесс запущен.

На веранде парижского ресторанчика за чашечкой утреннего ободряющего напитка красавица Софи листает глянцевые страницы журнала Vogue, чтобы приглядеть себе фасончик очередного летнего платья и узнать о предстоящих показах.

Простая, но при этом не менее очаровательная баба Валя из Екатеринбурга, берётся за свежую «толстушку» «Комсомолку» – сейчас она прочтёт о прошедших событиях, смачно сдобренных иллюстрациями-карикатурами и анекдотами на последних полосах, а если ещё и напишут о повышении пенсии – день удался: будет что обсудить во дворе с приятельницами.

Восемнадцатилетняя Танечка, едва продрав глаза, тянет руку к своему незаменимому другу смартфону: конечно, нужно скорее обновить ленту Твиттера и проверить количество подписчиков в Инстаграме. Ведь блоггеры должны быть всегда на шаг впереди, чтобы первыми рассказать обо всех модных новинках и актуальных ивентах.

Дядя Вася по привычке нажимает на кнопку пульта, чтобы услышать знакомый голос ведущих программы «Вести», а затем продолжить просмотр новых серий любимого сериала или поболеть за биатлонистов: «Эх, Катька, промазала! Давайте, поднажмите, ребята!»

«О'кей, Google, погода в Новосибирске!» – произношу я, не задумываясь, в микрофон своего телефона, чтобы узнать прогноз погоды на неделю. А вот моя соседка снизу всё никак понять не может эту технологию. «Это же до чего техника дошла, вы подумайте! Раньше ведь и телефонов-то не было, а сейчас вот смотрите в свои светящиеся экранчики, тыкаете пальцем – и на тебе: всё вещают! Это ведь что угодно можно в интернете узнать, только это, пожалуй, деточка, не для меня – удивляется, посмеиваясь над собой, Тамара Васильевна.

А я вот, например, искренне не понимаю, как можно целый день радио слушать и программу «Пусть говорят» смотреть.

А ведь всё вышеперечисленное и есть наша информационная культура: умение человека искать нужную информацию, правильно выбирать её, грамотно использовать. Сколько она содержит в себе противоречий, мнений, оценок и разных подходов! Контент, который мы потребляем ежедневно, оказывает значительное влияние на формирование общественного мнения, на осведомлённость и образованность населения.

Каждый из нас по-своему относится к еде, такая же ситуация возникает, когда речь идёт об информации. Представим всё наше общество в виде огромной гастрономической системы. Собственная власть, законы и порядки, управляющие и подчинённые… Редакторы газет и журналов, телевизионных каналов, издательств – шеф-повара, создающие и определяющие меню. Писатели и журналисты, ведущие и рекламщики выступают в роли поваров, кондитеров, барменов и пекарей. Блоггеры и обозреватели – конечно, дегустаторы, любители всего нового, экзотического и неизвестного.

Для простых потребителей, тех, кто любит, чтобы было «дёшево и сердито», подойдёт так называемый «фаст-фуд» – журнальчики о жизни звёзд и очередной выпуск гороскопов, сериал «Воронины», реалити-шоу «Дом–2», программа «Минута славы», не несущие интеллектуальной нагрузки. Сядут они удобно на диванчике, непривередливо употребят развлекательный продукт и будут абсолютно счастливы – и бог им судья. Нравится – пожалуйста, никто возражать не будет.

Ещё одна группа людей – так называемые «сторонники здорового питания». Уж они-то точно не пропустят ни одной научно-популярной программы. Пищу для ума находят на таких каналах, как Discovery Channel, Animal Planet, National Geographic, и твердят в один голос: «Интересно, познавательно, полезно!»

Есть и такие, кто попросту отказывается от чтения книг и просмотра поучительных фильмов, передач, многие ограничиваются пролистыванием ленты новостей, но такими темпами и до истощения организма можно себя довести…

К счастью, находятся и гурманы: среди них обязательно – ценители литературного искусства и наверняка любители порассуждать о политике, знатоки кинематографа. Эти персоны – по-настоящему разборчивые едоки; вряд ли кто-то из них станет читать, к примеру, какие-нибудь бульварные газетки. С такими людьми всегда есть, о чём побеседовать, в любой теме они докапываются до самой сути, выясняют мельчайшие подробности, обязательно обращаются к истокам и знают обо всех подводных течениях. Вот на них-то мы и должны равняться; образ литературного гурмана, гурмана кинематографического, информационного должен стать для нас идеалом, к которому нужно стремиться. И ведь необязательно быть спецом во всём, это практически невозможно, лучше выбрать область себе по душе и развиваться в ней, зато чувствовать себя свободно, получать удовольствие.

Можно бесконечно пытаться делить информацию на хорошую и плохую, интеллектуальную и развлекательную; тем не менее, все эти классификации на деле субъективны. Каждый из нас вправе решать самостоятельно, чем и как утолить свой информационный голод.

Поставь лайк

up
Проголосовали 12 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image