«Так я вписалась в коллектив, и до сих пор не могу выписаться»
Учитель начальной школы – необыкновенный человек.
Учитель «началки» не только даёт ребёнку знания, но и помогает самым маленьким ученикам делать первые шаги в непривычной и новой школьной жизни. Потому и отношение к таким учителям особенное. Нашей школе, к счастью, повезло. У нас работает множество блестящих специалистов по начальному образованию. Но, пожалуй, никто из них не сделал для нашей школы так много, как Вера Николаевна Шнейдер.
50 лет назад Вера Николаевна избрала путь учителя. За эти полвека она воспитала более тысячи учеников, удостостоена высоких званий: отличник народного просвещения, ветеран педагогического труда. Учителя старшей школы с огромным удовольствием принимают классы Веры Николаевны, из десятков выпусков этого выдающегося педагога не было ни одного неудачного.
В этот, юбилейный для Веры Николаевны, пятидесятый год её учительской практики мы решили побеседовать с ней, чтобы попросить её оглянуться на полувековой путь в профессии, рассказать о прошлом и настоящем в своей жизни.
– Что повлияло на ваш выбор стать учителем?
Я очень люблю детей. Хотя я не сразу пришла в школу. Я ведь три с половиной года отработала лаборантом на железобетонном заводе. Когда я заканчивала школу, классный руководитель, Иван Гаврилович, сказал: «Вера, иди в педучилище». На что я сказала, что тупых головастиков учить не хочу. Но потом любовь к детям взяла верх. Хотя, работая на заводе, я училась в строительном техникуме, и мне уже предлагали карьеру мастера, я вдруг всё бросила и ушла в педучилище. У нас был кратковременный курс подготовки учителей начальной школы для области. Мы должны были отправиться в деревни. Но шестерым лучшим из тридцати человек нашего набора предложили работать в городе. Мне тоже предложили. Это было заманчивое предложение, и я согласилась. Сначала я работала в школе 128, а потом по семейным обстоятельствам перешла в школу 187.
– А чем стала школа 187 для вас за годы учительской практики?
Вторым домом. Я здесь, как рыба в аквариуме. Чудесная администрация. Очень хороший, дружный коллектив. Я помню, когда только начинала работать здесь, мне пришлось приводить в порядок кабинет. Мне попался очень неухоженный кабинет, пришлось всё отмывать. И вот дверь открывается, входят учителя, говорят: «Работа закончена. У нас чай». Я говорю: «Нет, я не пойду». А они отвечают: «Так, завтра мы все приходим и приводим в порядок твой класс». И действительно, пришли, помогли. Вот так я вписалась в коллектив, и до сих пор не могу выписаться.
– Чему помимо положенной программы вы стремитесь научить своих учеников?
Во-первых, всегда учу их жизни, учу дружить, потому что друзья, лучше, чем школьные, навряд ли где встретятся. Много, много будет хороших людей на пути, а вот эта школьная дружба, она проходит через годы. Моя подруга детства живёт сейчас в Германии. Но мы до сих пор поддерживаем с ней отношения.
Я учу детей дружить, ценить людей. И воспитываю, конечно, культуру поведения. Сейчас вот хорошо, основы светской этики ввели в курс. А ведь раньше этого не было. Но я всегда приобщала детей к прекрасному. Со своими первыми выпусками мы брали абонемент в оперный театр, ходили абсолютно на все детские представления. Я очень сожалею, что сейчас такого нет. Стараюсь воспитать в ребятишках патриотизм, любовь к своей Родине, к своей малой Родине.
– Как вы считаете, насколько большую роль в жизни ученика играет его учитель?
А насколько большую роль играет фундамент в возведении здания? Хороший фундамент – прочное здание. И в школе также. Учитель начальной школы создаёт фундамент всего, что даётся человеку.
– А кто стал главным учителем в вашей жизни?
Наверное, мой главный наставник – мой классный руководитель Иван Гаврилович. Именно он, как я уже говорила, наставлял меня быть учителем. Ещё, большую роль в моей жизни сыграл мой учитель математики Виталий Иванович. Он был очень культурный, интеллигентный человек. Он очень любил математику, наверное, его любовь к точным наукам передалась и мне. Был прекрасным собеседником – после уроков мы часто надолго засиживались и говорили на разные темы. Прекрасно играл на пианино. Там, в деревне, мало музыкальных инструментов было, немногие умели играть. А он играл, и это было чудесно.
– Чем вы занимаетесь в свободное от работы время? Может быть, у вас есть какие-нибудь увлечения?
Главное увлечение в моей жизни – это поэзия. Любимые поэты – это Есенин, Симонов. Люблю классическую музыку. Очень люблю оперы и балеты. А симфонии не понимаю. Наверное, не понимаю, потому что не хожу на них. А вот в оперу я влюблена. Сейчас у меня много записей классической музыки, старинных романсов.
– Расскажите о своих учениках.
Ребятишки у меня всегда были замечательные. Не было ни одного класса, чтобы не любила я его, чтобы были глупые дети.
Я хорошо помню свой первый выпуск. 44 человека. До Нового года я доработала, а потом учительница из параллельного класса уехала на курорт. И я взяла ещё 44 человека. Но их учительница так на работу не вышла, и я вела два класса. И так получилось, что несколько лет я брала по два класса. Потом уже учеников стало поменьше. В 2005 году я написала заявление и ушла на отдых. Но я не была на отдыхе и года, когда мне стала звонить Марианна Николаевна. Меня снова просили взять первый класс. Я сказала, что приеду на выпускной к своим ученикам и скажу своё окончательное мнение: возьму я класс или нет. Класс я всё-таки решила взять. Класс, в отличие от других, очень сложный. Набралось 9 девочек и 18 мальчиков. Мальчишки умные, но каждый по характеру лидер. Сложный класс. Но сильный. Многие дети принимают участие в олимпиадах, конкурсах, таких как «Русский медвежонок», «Кенгуру», «Мир на ладони», «Английский бульдог» и постоянно занимают высокие места. За исключением двух человек все дети занимаются в различных кружках. В этом году этот класс выпускается из началки. А из моего первого выпуска многие уже на пенсии. Думаю, хватит. Уже пора мне на отдых.
– Что вы хотели бы пожелать нашей школе?
Нашей школе я хочу пожелать хороших учителей. Учителей, которые не случайно попали в школу, которые любят детей. Ведь именно поэтому мы работаем в школе. Все знают, что мы получаем нищенскую зарплату. Когда я работала на заводе, у меня был оклад 150 рублей, а в школе я получала 57 рублей. В школе работают только те, кто не может жить без этого.
Ну, и конечно, хороших учеников. Хотя детей-то и нет плохих. Все дети могут учиться. Ну, не все, конечно, могут быть звёздами. Но средне каждый может учиться. Поэтому школа, в первую очередь, должна учить учиться.
Добавить комментарий