Back to top

Школьные музеи сохраняют прошлое во имя будущего

Маленькая Николь стояла в подвале с замиранием сердца. Наверху шли бои за родной Сталинград, за одну большую Победу. А у девочки была своя – пусть и маленькая, но очень важная. Учительница за хорошую учебу подарила ей чернильницу, которую вот здесь, в подвале бомбоубежища, она гордо прижимала к сердцу. Она уже тогда чувствовала, что это не просто предмет. Вот почему в страшных нечеловеческих условиях, когда жизнь людей, которые ежедневно гибли тысячами от ран и голода, словно перестала быть ценностью, Николь буквально сдувает с чернильницы пылинки…

Николь проносит её через тяготы войны – самой страшной войны 20-го века. Даже когда ей было нечего есть, она не думает о том, чтобы продать чернильницу и купить хлеба. Она верит, что чернильница из Сталинграда, побывавшая в самом пекле войны, будет ценностью, олицетворением стойкости людей, сражавшихся за правду и справедливость для последующих поколений детей, ради которых отдали свои жизни защитники города и страны.

Вещи говорят с нами голосами предков

Прошло много лет. Заслуженный учитель России Николь Шуваева уходит на пенсию из новосибирского лицея № 28, который за многие годы работы стал для нее по-настоящему родным. Лицею она отдает самое дорогое, что у неё есть – ту самую чернильницу, которая видела огонь осаждённого нацистами Сталинграда и прошла с ней всю Великую Отечественную войну.

Об этой истории я узнала от Галины Искры, руководителя музея лицея № 28, на городском фестивале школьных музеев г. Новосибирска. Он включал в себя награждение активистов школьных музеев, возложение цветов к мемориалу погибшим в годы Великой Отечественной войны 1941–1945гг. в Павловском сквере, концертную программу и даже интерактивную экскурсию по Оперному театру. Но, по моему мнению, фестиваль выполняет куда более важную задачу – он дает возможность задуматься о ценности школьных музеев, об их роли в сохранении памяти о людях и событиях. Архивные документы, предметы быта и даже оружие дети могут увидеть своими глазами и сделать свои выводы – это способствует формированию личного мнения. Также современные школьные музеи предлагают ученикам практику. К примеру, ученики 1-11-го класса лицея № 28 составляют альманахи. В них они рассказывают о своих дедушках и прадедушках, бабушках и прабабушках, которые принимали участие в Великой Отечественной и во Второй мировой войне. Видно, что писали они это с огромной любовью и уважением к тому, что эти люди думали не о своей жизни, а о будущем. Они жертвовали своей жизнью, чтобы будущие поколения никогда не столкнулись с нацизмом. Их внуки и правнуки это осознают. «Сегодня уже нет с нами любимого дедушки. Мои родители и все родственники говорят, что я очень похожа на него внешне и чертами характера. Память о нем будет храниться в моем сердце», – пишет Мальцева Вера, ученица 5-го класса. Великой Отечественной войне и Второй мировой войне посвящено большинство экспонатов школьных музеев. И это неспроста, ведь эти две войны – самая сильная рана, которую оставил нам 20-й век. Вторая мировая официально признана самой страшной и кровопролитной войной за огромную историю человечества. Это пример человеческой жестокости. Об этом нужно знать и помнить, но не только как о большом событии. Нужно понимать, что практически все вещи того времени – обмундирование солдат и офицеров, письма, документы, фотографии – несут в себе очень много фактов об истории.

На примере музея лицея № 126 можно посмотреть, как сохраняется память героя Советского Союза Дмитрия Михайловича Карбышева. Один из экспонатов – планшетка из воловьей кожи времен Второй мировой войны. Воловья кожа не горит и не промокает. Она выдержит, если в нее прилетит пуля. Вручали ее как награду и только командирам. Подобная сумка позволяла командирам носить важные документы и приказы в письменном виде, потому что за этим также охотились враги. В стране был сильный дефицит, животные гибли от голода и холода также, как и люди, этим мы можем объяснить, почему подобные сумки не выдавали всем. И с помощью этого можно еще раз убедиться, что Вторая мировая война была очень страшным событием. Заботились в то время не о человеке, а об информации, которую он нес. Страшное время отодвинуло на второй план ценность человеческой жизни. Нельзя, чтобы такое повторилось.

А нужно ли это детям из других учреждений? Приведу себя в пример. В нашей школе музея нет. Но пример образовательных учреждений, о которых я узнала на ежегодном фестивале школьных музеев г. Новосибирска, меня вдохновил и теперь я хочу, чтобы он появился. И думаю, как это можно сделать. Психология человека устроена так, что ребёнок и подросток делает что-либо, если у него есть пример сверстников. Он видит, что деятельность в музее не осталась далеко в прошлом, и что интересна она не только пожилым людям. Он видит это и на подсознательном уровне возникает мысль: «Если они это делают, то я могу тоже!» Работа в музее поможет ребёнку научиться брать ответственность за свои действия, ведь он будет выполнять определённые задачи, сталкиваться с трудностями и решать их. Также это развивает словарный запас, тренирует память. Вы можете узнать то, чего не будет знать большинство из окружающих вас людей, и от этого будете на шаг вперёд. Работа в музее приносит много плюсов. Но минусы тоже есть – это неблагодарная, пока ещё не признанная обществом работа. И каждый из нас может это исправить, если придёт в школьный музей и своим примером покажет, что это – не прошлый век, а наше будущее. Школьные музеи не такие большие и известные, но их экспонаты не менее интересны. Фестиваль помог мне ясно осознать: память о прошлом мы сегодня также держим в руках, как когда-то держала Николь Шуваева чернильницу в объятом ужасом и страданиями Сталинграде. И она такая же хрупкая, но если задаться целью – ее можно сохранить. Ее нужно преумножить.

Видеосюжет

Поставь лайк

up
Проголосовали 6 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image