Back to top

Разговор о важном на языке культуры

У меня дрожали руки и ноги, настолько я боялась сделать что-то не так. Задача была серьезная: выступить перед участниками форума «Сибирь многоликая – диалоги культур и поколений» с докладом. Он был о влиянии русского традиционного фольклора на журналистское творчество. Мы, юнкоры школы «Юного журналиста», учились писать на эту тему в разных жанрах: репортажи, заметки и интервью. Это был опыт для нас и колоссальное расширение кругозора. Исследуя русскую традиционную культуру, мы узнали, как люди жили до нас, про их быт, систему семейных и трудовых отношений. Мы увидели старинные обряды, танцы и услышали песни, причём вживую и в стенах вполне себе светского образовательного учреждения – Центра дополнительного образования «Алые Паруса», где много лет работает школа традиционной русской культуры «Терем». Без всякого преувеличения это творческое объединение – гордость центра и одно из лучших в городе из фольклорных объединений. Лично меня его педагоги и воспитанники вдохновили на создание стихотворения «Через века фольклор идет». Его главная мысль заключается в следующем: для русского человека забыть фольклор означает забыть большую, тысячелетнюю цивилизацию. Цивилизацию со своими отдельными мудростями, принципами, многие из которых актуальны и по сей день. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда» – проверенная народная мудрость. Ничего не будешь делать – ничего  и не добьешься. «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь» – дела нужно делать постепенно, спешка – враг успеха. «Готовь сани летом, а телегу зимой» – хочешь быть на шаг впереди, начинай делать раньше.

В своем докладе я постаралась внятно и четко дать ответ на вопрос, зачем современному человеку знать фольклор и почему обряды, которые проводили наши предки триста лет назад, влияют на нашу жизнь и сегодня.

Я уверена, что многие мои сверстники, в том числе и те, кто в этот день был на форуме, думали «вокруг столько интересного, столько технологий, а буду сидеть и изучать, как шили в старину костюмы. Может, еще в поле с мотыгой пойти работать»? В поле работать не надо, конечно, но знать это нужно. Зачем? А ответ на этот вопрос я и дала в своем стихотворении, которым закончила выступление. «А ведь хотели все забыть (т.е. фольклор) и вычеркнуть из душ навечно. Но это ведь тогда – Россию погубить, цивилизацию забыть беспечно». Я предложила своим сверстникам задуматься: было бы им приятно, если спустя триста лет никто даже не вспомнит об их поколении, не поинтересуется, как мы жили и что делали? А если вы сделаете какое-то открытие, которым будете гордиться всю жизнь, а через триста лет ваша могила будет пыльной и забытой? Мне кажется, я убедила их, как минимум уважительно относиться к фольклорным традициям предков. Наградой мне стали аплодисменты и хорошие отзывы. Не зря боялась: выступать на публике с такой живой и волнующей темой было нелегко, но оно того стоило.

Объединяет и развивает

В этом году форум «Сибирь многоликая – диалоги культур и поколений» проходил с 26 по 30 сентября и был посвящен всероссийскому Году педагога и наставника. Я побывала на открытии форума 27 сентября и по максимуму приняла участие в его работе. В этот день события происходили в «Точке кипения» Новосибирского технопарка в Академгородке. Вообще форуму уже пять лет, и за этот не очень-то большой срок он уже успел обзавестись наградами. К примеру, в 2020 году он стал лауреатом конкурса «Золотая книга культуры Новосибирской области» в номинации «Проект года» и приобрел статус межрегионального. С этого момента в нем могут участвовать не только люди из нашей области, но и других регионов. Заметьте, проекту тогда был только год. В 2021 году форум становится лауреатом регионального этапа и номинантом федерального этапа Национальной премии «Гражданская инициатива» в категории «Наш общий дом – Россия». И если в 2021 форум охватывал только 600 человек, то уже через год он смог охватить до тысячи. И, я считаю, что это вполне объяснимо. На форум приезжают представители древних малочисленных народов Сибири и Крайнего Севера, народы, о которых большинство людей мало или практически ничего не знают. Сибирские татары, латгальцы, долганы – вот с этими тремя этническими группами я познакомилась всего за несколько часов. И не осталась равнодушна ни к одной, потому что их история и культура самобытна и жива. Но главное – она нисколько не устарела в современном мире, более того – она гармонично в него вписалась, став источником вдохновения для мастеров, поэтов и деятелей культуры нового времени.

Латгальцы

Латгальцы в Сибири – малочисленный народ. Его этнические корни  в восточной Латвии, историко-культурной области под названием Латгалия. Латгальцев в мире осталось мало – 150-200 тысяч человек. Вдумайтесь в эту цифру. Что такое 200 тысяч человек? Это примерно столько же, сколько людей живет в нашем Калининском районе, который, между прочим, даже не самый крупный. В Новосибирской области латгальская культура сохранилась в Венгеровском районе, ее центром является деревня Тимофеевка. Основу для нее составили переселенцы из Прибалтики, в разное время и при разных обстоятельствах оказавшиеся в Сибири. На форуме культуру представляла Ксения Викторовна Шумская – доброжелательная и приветливая женщина, доцент Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусства, а также соучредитель АНО «Сибирская россыпь».

Встреча эта стала настоящим гастрономическим путешествием. Традиционный свекольный суп латгальцев похож на окрошку, а его основу составляет кефир. Мне он очень понравился – солоноватый, но приятный.

– Латгальская и латышская кухня состоит из продуктов, которые есть в каждом доме. Свекольный суп часто готовили весной, чтобы не пропал сохранившийся урожай. В нем, кроме свеклы, картошка, говядина, чеснок. Традиционным блюдом являются бутерброды из черного хлеба, картофеля и рыбы. В Латвии это была рыба из Балтийского моря, в Сибири ее заменяли сельдью.

В общем, ради интереса и погружения в новую культуру приготовить это может каждый. Я взяла на заметку. А когда будете с большим удовольствием это есть – а по-другому просто невозможно, – скажите друг другу «Усь веселибу» – так по-латышски звучит пожелание «на здоровье».

Долганы

Долганы – малочисленный народ Крайнего Севера. На форум приехали двое его представителей – Батагай Василий Иванович и Поротова Ксения Васильевна. Их я заметила ещё до начала форума, сильно уж они выделялись своими национальными костюмами. Их меховые черные шубы были украшены разноцветными узорчатыми вышивками.

Как и другие народы Севера, долганы поют «горловым пением». Пока звучала мелодия, которую гости представили участникам форума (а это, между прочим, зрелище редкое, так как пение это используется для шаманских ритуалов), я представляла себе картину. По широкой заснеженной тундре бегут олени. В повозках сидят долганы, женщины и мужчины. Они закрывают нос передней частью своего национального костюма, лица их выражают спокойствие и уверенность. Слышно, как Василий Иванович напрягает связки и издаёт какие-то отдельные звуки. Я их не понимаю, но отчетливо представляю содержание. Вот это искусство!

Народный промысел долган в части традиционного декоративно-прикладного искусства – резьба по кости. Как сказал мне Василий Иванович, в производстве используется олений рог и бивень мамонта. Но работать с этим материалом придётся долго. Если маленькую фигурку можно изготовить за 4-5 дней, то если размахнуться с размером и сюжетом, пройдет несколько месяцев. Но вырезать фигурки из кости точно может не каждый. Обучаться ремеслу надо четыре года в Норильском или Таймырском государственном колледже. Нет, я бы точно не выдержала. А долганы – люди сильные. Чтобы сохранить свое ремесло и культуру, они готовы тратить годы и много работать.

Сибирские татары

Они отличаются от татар, живущих в Татарстане. У них свое наречие и особая кухня. Но вот, что интересно: она везде разная. Рецепты одних и тех же блюд у татар Колыванского и Купинского районов отличаются. Вы когда-нибудь пробовали блюда из конопли? Нет, не думайте, это совершенно легально – к примеру, пирожки с коноплей готовят в уже названном Купино. Об этом всем мне сказала Альсина Абузаровна Шаймарданова, художественный руководитель Новосибирского областного татарского культурного центра.

На форуме она проводила дегустацию традиционного татарского чак-чака, а после и мастер-класс по валянию картин из шерсти.

Если честно, чак-чак меня не удивил. Я ела его уже много раз, привыкла к его вкусу. Но, приготовленный на домашней кухне, отличается от продукта промышленного производства. Чак-чак из магазинов приторно сладкий. А вот тот, что я ела на форуме, хрустящий и буквально тает во рту.

Валяние меня поразило. На первый взгляд все просто – смешивай себе крашеную искусственную шерсть, да составляй из нее рисунок на куске фетра. Это, конечно, упрощенная технология, в старину такие узоры выкладывали из натуральной овечьей шерсти, которую нужно было вычистить, высушить и окрасить природными красителями. Но в любом случае шерсть нужно как следует размять руками. Почувствовать сплетение волокон, ощутить их легкость и мягкость. И главное – не торопиться. Тогда она будет ложиться ровно, подсказывать мастеру.

Я решила попробовать сделать свою картину. Сначала задумала изобразить лес и подарить ее маме. Но в итоге получилось море, потому что мама очень любит его. Я представляла, как она обрадуется, как будет меня обнимать, как мы забудем все наши ссоры из-за мелочей. Я будто отдала этой незамысловатой картине все свои обиды, все свои переживания. Я вспоминала и потихоньку на синие волны с белыми барашками ложились лучи оранжевого солнца. Настоящий психотерапевтический сеанс, да еще и развивающий творческие способности!

Но на то я и журналист, поэтому параллельно с творческим процессом вела неспешный разговор с мастером, Альсиной Абузаровной. И вот что я узнала о татарской культуре.

– Мои предки жили в Сибири еще до прихода хана Батыя и Ермака. Только сибирские татары готовят такие блюда, как бабармак, кума и самса. У нас много выпечки, и иногда она заменяет второе блюдо: с мясом и картофелем (эчпочмак, кыстыбый), а также сладкая (кыштыле, чак-чак). Помимо этого, татарская кухня различается по регионам. Национальной чертой всех татар является гостеприимство.

Так 27 сентября стало одним из самых насыщенных дней в моей жизни. Я побывала в нескольких разных регионах, но при этом находилась в одном месте. И еще много дней после впечатления и мысли о форуме крутились в моей голове. Вот такой вот разговор о важном на языке культуры.

Поставь лайк

up
Проголосовали 20 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image