Речь истины проста…
Каждый человек в мире пытается познать истину. Но она не всегда оказывается такой, какой хотят её видеть люди.
Истина. Она скрыта за завесой тьмы, дабы не ослепить очи тех, кто не способен узреть ее сияние, не отведя глаз. А тот, кто проходит эту завесу без страха и сомнения, испытывает великое наслаждение. Но так ли это? Действительно ли путь познания истины такой сложный? Ведь мы начинаем этот путь с самого раннего детства, когда слушаем наши любимые сказки, которые рассказывают нам бабушки и мамы.
Не правда ли, в этих рассказах, которыми нас щедро одаривали вечерами перед сном, мы слышали первые истины? О том, что нельзя обманывать, нельзя лениться или плохо себя вести. Даже самые элементарные правила мы узнавали из сказок – о том, что надо вовремя ложиться спать, прибирать свои вещи и «умываться по утрам и вечерам». Видимо, действительно, речь истины не так уж и проста, раз мы не можем понять её без чьей-либо помощи? Такими помощниками являются писатели-сказочники. Они постепенно открывают нам завесу тьмы, чтобы мы привыкали к свету и не ослепли от ярких вспышек.
Сколько таких прекрасных людей было в прошлых веках! Почему талант открывать людям истину с каждым годом остаётся лишь у единиц? Агния Барто… Братья Гримм… Джанни Родари… Ганс Христиан Андерсен и многие другие великие люди остались там, в прошлом. Куда пропадают «волшебники»? Но, к нашему великому счастью, такие люди еще остались. Я знаю одного такого человека. В нашем городе он получил прозвище «Городской Придумщик». Зовут его Владимир Викторович Шамов, он писатель-сказочник, с которым мне выпало счастье встретиться одним зимним холодным днём.
Несмотря на то, что погода за окном была холодная, беседа оказалась очень теплой и приятной. Владимир Викторович занимается общественной деятельностью и ведёт «Литературную гостиную» в ДДТ УМ «Юниор», которую я решила посетить. Я также показала ему свои работы, чтобы послушать мнение опытного писателя и получить свою «порцию» критики, а, может, и похвалы. Итак, когда все ушли, мы приступили к беседе.
Вы используете какие-то специальные методы для работы с детьми?
- Нет. Мне кажется, очень важно, чтобы ребятам кто-то что-то подсказал, не случайно, и ты мне принесла и показала свои работы. Ведь как говорил Л.Н.Толстой: «Большим писателем меня сделала похвала». Поэтому я тоже стараюсь ребят похваливать, но грань очень опасная. Иногда ты замечаешь, что у человека совсем нет никаких способностей, но ты видишь, что он пишет, и ему это нравится. Нужно постараться сделать так, чтобы это потом не выросло в графоманию. Но, наверное, человек поймёт, что писательство – не его призвание. Хотя я встречал таких людей, которые просто строчат и, я думаю, зря на это тратят время. А может, им просто нравится, тогда пусть пишут. Важно, чтобы не настаивали, что они гении. Но самое главное увидеть строчки, которые ребёнок написал и вовремя сказать ему: «Не бросай!» Сказочники в детстве, наверное, редко появляются. Ребятам больше хочется писать стихи, своё отношение к жизни высказывать, а сказка для них, видимо, слишком сложна. Ведь нужно выбрать правильный язык для сказки. А он у всех сказочников разный. Есть народные сказки – на одном языке, есть сказки Андерсена - на другом, но нужно выбрать что-то своё, поэтому пытаться высказаться через сказку сложно, нужно много аллегорий. Тем не менее, дети пишут и находят…
Вы упомянули сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена. Он однажды сказал: «Я пишу сказки не для детей. Я пишу сказки для всех». Также он запрещал устанавливать памятники, в которых присутствуют дети, тем самым показывая, что у него нет конкретного разделения по возрасту. Скажите, как вы относитесь к его словам? Для кого вы пишете свои сказки?
- А разве вообще существуют сказки для детей? Просто детьми они воспринимаются лучше. Их писать сложно, а воспринять легко. Хотя, я не отвергаю специальные сказки для детей, особенно в стихах. Сказки таких авторов, как Корней Чуковский, Самуил Маршак. Но и их читать может любой человек, поэтому говорить, что эти сказки только для детей, нельзя. Я Андерсена полностью поддерживаю.
Помогаете ли вы детям, которые посещают литературную гостиную, развивать какие-то особые личные качества?
- Совсем не помогаю. Я пытаюсь сказать, в чём ребёнок прав, а в чём не прав. Что мне нравится, что не нравится, я могу сказать, что это только моя точка зрения. К сожалению, сейчас много детей, которые думают, что написали гениальную вещь, но это не так. Я вообще боюсь, когда сталкиваюсь с такими людьми, которые внушают детям гениальность. Этим они наносят жуткую травму ребёнку. Даже если есть какие-то задатки, их надо развивать, над ними необходимо много работать. В своей книге афоризмов я проводил грань между гением и талантом. Нельзя захваливать человека. Необходимо сказать: «Всё здорово, молодец, но где-то необходимо доработать». Есть люди, у которых есть знания, но писать они не могут. А причина в том, что заставить себя у них не получается. Так со взрослыми людьми часто бывает. Надо просто сесть и сделать. Вот профессора, разные доктора наук – кто-то математик, кто-то физик - не являются литераторами, но часто говорят: «А я ведь удовольствие получил, так как смог изложить всё, что хотел, нашёл слова, которые интересны людям». Поэтому образованный человек, с моей точки зрения, должен уметь излагать. А если говорит: «пусть за меня напишут», - то это просто лень. Уметь излагать мысли – это БОЛЬШОЕ дело.
Вы в одном из своих интервью говорили: «Чтобы написать сказку, нужно выбрать тему, придумать героев, которые совершают необыкновенные приключения». Что является самым сложным?
- Думаю, что главное – это тема. Я считаю, что человеку повезло, когда он натыкается на что-то и сразу чувствует: «О-о!.. Тут сказкой пахнет!». А дальше уже следует твоё мастерство, фантазия. Важно наткнуться на «дух сказки» и если ты вдохнул этого «сказочного воздуха», то всё получится. А если ты не видишь какого-то события, чего-то чудесного, то сказку ты ниоткуда не «выжмешь». Можно сделать, написать, придумать приключения, но… волшебства там не будет.
Как мне известно, ваше жизненное кредо: «Не позволяй душе лениться». Является ли оно девизом ваших сказочных персонажей?
- Ну… в сказке лениться вообще некогда. Есть мифы о лени русской… Вот Емеля на печи – лодырь… а вовсе и не лодырь. Иван-дурак… вовсе не дурак. И Емеля щуку поймал. Он занимался делом – рыболовством. А для этого нужно удочку смастерить, лунку продолбить. Не один же раз он ходил на рыбалку. Поэтому - что считать ленью?..
Есть ли у ваших сказочных героев прототипы из реальной жизни?
- Конечно, есть. Сплошь и рядом. Есть сказки, адресованные Ивану Андреевичу Ромашка, Валерию Ягудину. Вот первая сказка о Фёдоре Кривощёкове «Медведь» – это бабушкин рассказ: медведь подходил к полю с занозой в лапе и с колодой мёда, а она ему занозу выдёргивала. Поэтому всегда есть какое-то событие, которое навевает тему. Надо изучать историю.
Я читала, что у вас в планах большая задумка, которая пока держится в секрете. Она уже раскрыта или ещё нет?
- Я сейчас заканчиваю большую книгу по истории города. Есть желание придумать по две-три сказки о каждом районе, написать областные сказки. И самая жуткая работа – это детская энциклопедия Новосибирска. Очень сложная, требующая много времени. Как только закончится большая общественная деятельность, работать станет легче. Первая статья в ней об авиации, а вообще планируется статей 600-700.
В заключение хотелось бы спросить, что бы вы пожелали детям, которые пишут?
- Писать, писать и писать! И видеть, как одна работа отличается от другой. Главное не останавливаться, а работать, работать и работать – каждый день. Есть такие ребята, которые садятся и пишут, а ты спрашиваешь: «А что ты читаешь?» - а они ничего не читают. Это поражает. Такие писатели обречены на провал. Человек должен быть обременён знаниями. А если умеет читать и говорит: «О-о! А это будет покруче, чем Фауст Гёте!», то это хорошо. Поэтому главное больше читать и поменьше сидеть за компьютером.
И все-таки речь истины проста, если в мире существуют люди, которые способны открывать её постепенно, чтобы окружающие поняли и приняли всё, о чем узнали. И Благо в том, что жизнь дарит нам великих талантливых писателей, которые помогают видеть то, что сами мы узрим с большим трудом. Каждый человек на нашей планете должен найти своё место. Ведь только на месте, предназначенном для него, он может быть действительно счастливым. Я думаю, Владимир Викторович Шамов счастливый человек, потому что его талант нашёл своё предназначение. Через свои сказки он открывает людям такие сложные простые истины.
Добавить комментарий