Разгадывая шараду Кулябина
25 сентября 2012 года в новосибирском академическом театре «Красный факел» состоялась премьера спектакля «Маскарад» в постановке Тимофея Кулябина по одноимённой драме М.Ю. Лермонтова. Задолго до премьеры было объявлено, что данная постановка будет самой дорогой за всю историю сибирской драмы. 13 октября мы (я, ученица МАОУ гимназия №7 «Сибирская» Федоткина Дарья, и мой класс) посмотрели этот спектакль. Что можно сказать об увиденном?
Несмотря на существующие каноны воссоздания колорита лермонтовской эпохи, у Кулябина сложилось собственное ее видение. При просмотре спектакля мы познакомились, скорее, с новым художественным произведением, а не с драмой девятнадцатого века, написанной Лермонтовым. Режиссёр обратил внимание зрителя на проблемы современного мира, привнеся новые элементы в сюжет драмы.
Сценарий не всегда соответствует оригиналу. Некоторые его фрагменты либо урезаны, либо заменены, либо совсем выброшены, что, впрочем, не нарушает целостности главной идеи произведения.
Арбенина играет народный артист России Игорь Белозёров. Этот актёр сумел передать на сцене бурю эмоций и чувств, бушевавшую в душе его персонажа, показал созданное Лермонтовым истинное лицо тирана, который решил, что может распоряжаться жизнью других людей.
Павел Поляков, исполнивший роль князя Звездича, сыграл не менее ярко и убедительно. Именно такими представляешь себе этого персонажа, читая драму. Дерзкий, любвеобильный и пошловатый молодой человек, которым полностью овладевают минутные страсти, готов пойти на всё ради их удовлетворения. Поляков глубоко вжился в эту роль и ни на секунду не выходил из образа.
Радует также игра остальных актёров, за исключением исполнительниц главной женской роли и роли баронессы Штраль. С первого появления на сцене баронесса предстаёт перед зрителем взбалмошной и экзальтированной дамой, хотя, если вдуматься в образ, созданный Лермонтовым, перед читателем вырисовывается совсем иная, более уверенная в себе, расчётливая и коварная женщина.
Нине в исполнении Анжелики Мурзайкиной не хватило одной очень важной черты в образе – живости. В диалогах с Арбениным она недостаточно ярко передала чистоту и искренность, которая была заложена в этот образ Лермонтовым. То, что продемонстрировала А. Мурзайкина, несомненно, подходит для роли героини второго плана, но Нина – это не просто молодая красавица, но жертва, ни в чём не повинная и искренняя, символ самой жизни. Кроме того, режиссёр добавил излишнюю физиологичность в сцене её смерти. Это не отвечает характеру и общему колориту спектакля.
В основном, все промахи в преподнесении образов на сцене случились именно и вследствие режиссёрского видения сценического действия. Но многие авторские находки, на мой взгляд, представляют интерес. Одной из таковых является вынесение Кулябиным на передний план мотива игры. Режиссёр создал рамочную постановку: игра в игре, то есть сам спектакль – игра, а если заглянуть в него, зритель увидит, что в нём есть персонажи-кукловоды и персонажи-марионетки. Самый яркий «кукловод» – Неизвестный, а «марионетка» – боронесса Штраль. В спектакле есть множество деталей, поддерживающих тему игры. Например, заводная кукла в доме боронессы, чей образ также игрушечный, ненастоящий.
И хореографией, и музыкой Кулябин также актуализировал тему игры, коварной, таинственной и загадочной. Яркими примерами хореографического выражения этой игры являются танец марионеток и танец заводной куклы, символизирующей бездуховность светского общества. И хотя зритель не видит «кукловода», он ощущает управление «марионетками» более властным Неизвестным.
Следует обратить внимание на визуальное оформление сцены: характер декораций, одежду актёров. Костюмы способствуют раскрытию заданной темы постановки. На маскараде все женщины одеты в чёрно-белые платья, похожие на домино. Возможно, тем самым режиссёр хотел показать мир масок более таинственным и загадочным, противоречивым и запутанным.
На протяжении всего спектакля в костюмах, особенно в мужских, преобладает чёрный цвет. Женские костюмы какой-либо системы не имеют, хотя было бы правильно придерживаться одной линии: все персонажи – в тёмных костюмах, а Нина – в светлом платье. Так она была бы обозначена как неповинная жертва, символ идеальной, светлой жизни.
Масштабных декораций в постановке почти нет. Присутствуют только характерные детали: в дома Арбенина – одинокие, строгого стиля часы и табурет (позднее появляются зеркало и кресло, в котором сидит Нина перед смертью, потом добавляется кровать, где лежит мёртвая Арбенина), в игральном зале – столы для карточных игр, а в доме боронессы Штраль – многочисленные шкафы с одеждой и маленький чайный столик. Все эти детали напрямую указывают на особенности и черты характеров персонажей. Самой крупной, присутствующей во всех сценах декорацией является мост, время от времени трансформирующийся то в длинный коридор в доме Арбенина, то в колонны зала на маскараде.
Музыкальное оформление спектакля является новаторским, поскольку, кроме традиционного для этого спектакля вальса Хачатуряна, неожиданно и необычно использованы восточные мелодии. Режиссёром также грамотно расставлены звуковые акценты. Например, в первой сцене, когда Арбенин сидит в своём доме один, единственный звук, присутствующий здесь, – тиканье часов. Оно символизирует одиночество героя, его опустошённость, ощущение бесцельно уходящей жизни. Следующий не менее важный звук в пьесе – биение сердца, усиливающий напряжённость и интригу действия...
Не нарушая авторского видения проблемы, Кулябин создал свою, значительно отличающуюся от классического произведения постановку «Маскарада», определив ее жанр как шарада в трех действиях, еще до спектакля заставив зрителя задуматься о том, что вся наша жизнь – игра. Разгадывая эту шараду, понимаешь, что самое ценное в жизни – вера: в себя, в других, в провиденье и… неотвратимость расплаты.
Добавить комментарий