Back to top

«Правила ведения бизнеса» изобретение наших дней?

image3

Правила делового поведения существовали достаточно давно.

«В деловом этикете нет ничего лишнего. Нет ничего такого, что затрудняло бы деловую коммуникацию и мешало вести дела». Деловой этикет – результат длительного отбора правил и форм наиболее целесообразного поведения, которое способствовало успеху в деловых отношениях. Он формировался тысячелетиями и вобрал в себя нормы, отобранные и проверенные временем.

Людьми дела в прямом смысле этого слова называли купцов, в среде которых сформировались сначала неписанные, а потом оформленные правили делового общения. Купцы изначально составляли замкнутое сословие, пристально следившее друг за другом, поэтому малейшее нарушение честности по отношению к членам своей корпорации наказывалось исключением.

Все предприниматели России были хорошо знакомы с правилами ведения дела: заповедями, требующими от них соблюдения правил делового этикета. Сборник советов и наставлений на разные случаи домашней и общественной жизни 1889 года «Правила светской жизни и этикета» определяют их так: «порядочность, честность по отношению к деловому партнеру и доверие к нему были основой ведения обоюдного дела». Заповеди эти исполнялись свято. Решая свои денежные дела, предприниматели и купцы нередко обращались за помощью друг к другу. И зная о своих собратьях почти все, они решали дела по совести. Примером такого поведения были и многие известные российские купцы: Бугров, Сироткин, Сытин, Голованов и многие, многие другие «трезвые, предприимчивые, ответственные перед Богом и людьми».

Из сибирских купцов известен «деловым поведением» был купец Гадалов. По всей Сибири он слыл как коммерсант «порядочный и честный, кроме того, прогрессивный. Признаком последнего считался духовой оркестр из служащих, созданный говоря современным языком «для сплочения капиталистического коллектива». Томск, как город купеческий до сих пор с большим почтением относится к наследию деловых людей: благотворителей, созидателей, радетелей не только за свое благополучие, но и своих земляков, а потому сохраняет истории их жизни и дела.

Отец его был крепостным, но отличался деловыми качествами: имел хорошую репутацию, умел налаживать нужные связи, сумел выкупить себя и семью на свободу. Зная от купцов, что только в Сибири можно или «все потерять или враз разбогатеть», он оправил своего старшего сына с товарами в Сибирь. Иван не любил рассказывать о том, как он разбогател в Сибири, возможно потому, что сын хоть и был в курсе всех торговых дел отца, но ему было только 13 лет. Выстраивать деловые отношения ему пришлось с большим трудом. Любопытно, что в воспоминаниях о них современники перечисляют все составляющие современного делового этикета: был человеком «слова» – сказал, «как отрезал», выглядел и одевался «как подобает миллионщику», думал не только о себе, но и о других. Безупречный в делах с партнерами, железную волю и твердость характера Гадалов, конечно же, проявлял в деле.

Злые языки говорили, что он всегда знал, как «неходовой» товар помыть... (сделать привлекательным для покупателя), как убедить самого несговорчивого, что ему среди лета срочно необходимо драповое пальто. «Секрет» миллионера был тоже предельно прост: Гадалов тотально контролировал все дела своей фирмы и всех служащих. Малейшая попытка «сунуть товар под прилавок», утаить выручку вела к немедленному увольнению, причем хозяин был жесток предельно: вор должен был непременно возместить ущерб. До конца дней своих, уже имея взрослых детей, участвовавших в делах фирмы, Гадалов все же был в курсе всей бухгалтерии и всех кадровых решений своей «империи». А «империя» была немаленькой: филиалы торгового дома «Иван Герасимович Гадалов» (торговля мануфактурой, одеждой, обувью, продуктами питания, спиртным) были в 14 городах Сибири. Конечно же, деловой этикет нарушался и довольно часто, ведь из любых правил бывают исключения. Как правило, об этом сразу становилось известно в деловых кругах.

Нередко встречались факты недобросовестной торговли, в основном они были распространены среди мелких купцов, торгующих в розницу. В Кяхте произошел случай, когда сибирский купец пытался продавать китайцам большую партию меха, на поверку оказавшегося крашеными кошками. Правда, китайские купцы тоже любили в ящик и с чаем подкладывать кирпичи «для весу»…

Крупные предприниматели наоборот, стремились строить деловые отношения между собой на принципах порядочности, а наладить их помогал … чай. «Чай для сибиряка, как для ирландца картошка: многие пьют его стаканов по 40 в день».

С 18 века чай становится самым любимым напитком сибиряков, в 19 веке он становится непременным атрибутом любой деловой встречи и беседы. На чайной торговле разбогател и выбился в купцы первой гильдии Михаил Федорович Немчинов. Он имел лавки в Кяхте, Чите, Иркутске, Томске.

У коллег купцов он пользовался непререкаемым авторитетом за «сноровку купеческую», но в большей степени за соблюдение норм деловой этики (ни по одному пункту не расходящимися с современными): всегда выполнял финансовые обязательства, не конкурентов не давил, слухов порочащих не распускал, «контрафактным товаром» не торговал. В 1863 году был избран на должность городового судьи, делал крупные пожертвования на благотворительность. Соблюдая неписаные правила, давал другим купцам товары для продажи под честное слово.

Как и в те давние времена, так и сейчас, правила делового этикета помогают сближению экономических и финансовых интересов торговых людей, бизнесменов. Как недопустимо нарушать общепринятые правила предпринимательства в коммерции, так недопустимо нарушать и правила делового этикета. Очевидно, что бизнес делается не только на экономической основе, но и на этической.

Поставь лайк

up
Проголосовали 9 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image