По страницам истории нашего города
Недавно мне выпала счастливая возможность познакомиться с книгой сибирского писателя Михаила Щукина «Белый фартук, белый бант». Книга оставила глубокий след в моей душе. Это документальная повесть о становлении Первой Ново-Николаевской женской гимназии. Основано произведение на реальных документах новосибирского городского архива, к которым автор даёт интересные развёрнутые комментарии. Но многое приходится домысливать и самому читателю, таким образом, есть большой простор для размышлений, что особенно привлекло меня при чтении этого произведения. Я узнала много нового о моей малой родине.
С первых страниц повести нам открывается история нашего города, тогда ещё совсем юного Ново-Николаевска, который стремительно рос, развивался, расширял свои границы и давал миру удивительных, умных, интеллигентных людей. Именно таким человеком была Павла Алексеевна Смирнова, учредительница Первой женской гимназии нашего города. Автор посвящает биографии Павлы Алексеевны много страниц повести, показывая, какой образованной, целеустремлённой и бескорыстной была эта великая женщина. Документы свидетельствуют, что ради процветания гимназии Павла Алексеевна, не задумываясь, передаёт её из частных рук в ведение Министерства Народного Просвещения. Это был поистине царский подарок городу! Другим достоинством этой незаурядной женщины, несомненно, является её скромность и отсутствие внимания к своей персоне. Автор пишет так о Павле Алексеевне: «Казалось бы, она присутствует везде, в самых мелких нюансах гимназической жизни – и одновременно остаётся в тени». Надо сказать, что трудностей у гимназии всегда было немало – это и финансовые проблемы, и организационные хлопоты, и хозяйственно-бытовые сложности, но, благодаря упорству, дипломатическому такту, мудрости начальницы гимназии все они рано или поздно разрешались. Гимназия всегда жила скромно и просто, даже собственного здания не было у этого учебного заведения. При этом в начале прошлого века хорошее образование очень ценилось, считалось престижным, ему придавалось важное значение, и поток желающих обучаться в гимназии не иссякал. Обучение в гимназии было платное. И ещё большим уважением проникаешься к Павле Алексеевне, когда читаешь о том, что она предпринимала немалые усилия, чтобы помочь бедным ученицам в этой оплате, а то и вовсе освободить от неё. На основании приведённых автором документов можно сделать вывод, что госпожа Смирнова обладала авторитетом среди жителей города и важных государственных персон, многие её начинания находили в Ново-Николаевске понимание и отклик.
К формированию преподавательского состава П.А. Смирнова подходила тщательно, была для них наставницей, советчицей и мудрой помощницей. Среди учителей пользовалась большим уважением. Библиотека женской гимназии была одной из лучших в Ново-Николаевске, несмотря на тяжёлые времена. Удивляет большое количество изучаемых предметов, здесь и естественная история, и математическая география, и латинский язык. Словесности, родному языку отдавалось много часов в изучении, гимназистки очень много читали, разбирались в литературе, любили и знали поэзию. Каждый вечер, проводимый в гимназии, сопровождался чтением наизусть стихов русских классиков, и не просто чтением, а исполнением их с выражением собственных эмоций, чтобы «почувствовать напевность и ритм стихотворного текста». Кроме этого, ученицы занимались рукоделием и танцами.
В гимназии существовали свои правила и законы, учителя и ученицы должны были носить форменные платья, сшитые по установленному образцу, никаких драгоценностей или украшений. В наше время девочки младших и особенно старших классов рьяно выступают против введения единой формы в школах, тогда же это считалось очень почётным и вызывало уважение окружающих, форма была знаком принадлежности к престижному учебному заведению, девочки с гордостью носили форму! Надо отметить, что книга изобилует не только архивными документами, но и множеством интересных фотографий, отражающих историю того времени, непростые судьбы гимназисток – со старых снимков глядят на нас одухотворённые, интеллигентные, духовно возвышенные лица людей, которые дали нам возможность жить здесь и сейчас в столице Сибири, могучем и сильном крае. Автор вводит в повествование особые главы с историческим экскурсом «А город жил...», где проводит незримую параллель между развитием города и этапами сложного пути становления Первой женской гимназии.
В стенах женской гимназии царили порядок и строгая дисциплина. Очень интересно читать воспоминания гимназисток и их потомков о том времени. Например, мне запомнился такой момент: перед каждым киносеансом классные дамы проверяли, нет ли среди зрителей учениц гимназии, ведь не дай Бог девочки посмотрят фильм, который им не полагается по возрасту! Если обнаруживали нарушительниц, то снимали значок гимназии, а это было смерти подобно... Правила гимназии существовали для всех без исключения, будь то девочка из элитной семьи или крестьянская дочка. Досуг проводили скромно – устраивали школьные пикники, катались на лодках по Оби, проводили благотворительные вечера, чтобы помочь нуждающимся, где продавали напитки, мороженое, цветы.
Девочкам с детства прививалась вера в Бога, занятия начинались с утренней молитвы, преподавался Закон Божий, поддерживались связи со служителями церкви, а такие качества, как кротость, смирение, тактичность, скромность, почтение к старшим, невинность, уважение к ближним считались основополагающими в характере будущей женщины, матери, жены. Автор говорит: «Из стен гимназии стремились выпускать не просто образованных девушек, из стен гимназии выходили, прежде всего, достойные люди». Об этом можно судить хотя бы по темам сочинений, которые писали гимназистки: «О высоком достоинстве человеческого слова и письма», «О непрочности счастья, основанного исключительно на материальном богатстве», «На чём основана духовная связь между предками и потомками» и др. Как жаль, что сейчас на первый план вышли совсем другие идеалы. Вот уж поистине есть, что взять из прошлого и чему поучиться у наших далёких предков!
Иногда кажется, что жизнь гимназисток была совсем уж безрадостной, но при всей строгости, даже можно сказать, суровости гимназических правил, воспитанницы её были обычными девочками, девушками, которые умели смеяться, влюбляться, радоваться жизни, ничто человеческое было им не чуждо. Конечно, находились и такие, которые иногда нарушали существующие порядки. В зависимости от степени вины их наказывали или исключали из гимназии. Но это было скорее случаем вопиющим, чем рядовым событием.
Заканчивается повествование печальными главами, где автор пишет о том, как и без того нелёгкую жизнь гимназии омрачили военные годы. Непосредственно Первая мировая не коснулась Ново-Николаевска, но наш большой город всегда жил заботами страны. О том, как гимназистки вносили свою посильную помощь в преодоление военных трудностей, свидетельствуют приводимые автором документы. Ученицы шили и ремонтировали бельё для солдат, помогали раненым воинам, собирали для них подарки и т.д. Юные сердца не могли остаться равнодушными к любимой Родине.
Лихие военные годы омрачили историю Первой Ново-Николаевской гимназии. Сначала теряются «между канцелярских строк» причины ухода Павлы Алексеевны с поста начальницы гимназии, затем и сама гимназия претерпевает структурные изменения, став сначала Третьей советской школой 2-й ступени Центрального района, а затем и вовсе закрывшись «из-за недостатка преподавателей». Как обидно, больно и горько читать эти строки! Сколько усилий, труда, любви было вложено Павлой Алексеевной в своё «детище», скольким хорошим людям гимназия дала путёвку в большую жизнь, и как быстро и нелепо закончилась эта светлая страница в истории нашего города... Нам остаётся только хранить память о гимназии и гимназистках в наших душах и сердцах, ведь как совершено правильно пишет автор, «пока мы помним, они будут жить рядом с нами».
Прочитав книгу, я поймала себя на мысли, что есть ещё много интересного и неизученного в истории моего города.
Добавить комментарий