Back to top

О тайнах традиционной медицины и философии

Сибиряк – не только географическая принадлежность, а нечто большее: характер, самобытность человека. Сибиряки – суровые и сильные люди. Об одном из них, о Ниме Цыреновиче Жамбалдагбаеве, мы и хотим вам сегодня рассказать.

Что вы знаете о тибетской медицине? Вообще слышали о ней? Не секрет, что издавна народы прибегали к использованию различных средств, чтобы поправить своё здоровье: к целебным травам, шаманским обрядам, защите оберегами и рунами. Тибетская медицина – традиционная медицина народов Монголии, включает в себя множество ответвлений.

Сегодня разговор пойдёт о моём дедушке – специалисте по тибетской медицине с многолетним опытом, Ниме Цыреновиче Жамбалдагбаеве.

Этот бизнес развивается при помощи и поддержке всей нашей семьи. От сбора трав до консультаций и назначений нужных порошков – всё проходит через руки мои и моих родственников. Мы путешествуем (чаще летом) по разным местам в поисках трав: по Алтаю, Бурятии, Монголии, Китаю, Турции, Индии – по местам, где мы собираем или закупаем травы.

После идёт сложнейший этап – обработка. Собранные растения требуется высушить, перемолоть в порошок, смешать в правильных пропорциях с другими травами и специями. Да, специи тоже активно используются при создании продукта.

Затем идёт этап расфасовки. Сначала по банкам, потом по отдельным пакетикам. Я во всей этой цепочке занимаю почётное место фасовщика, а во время каникул ещё и сборщика. Летом бегаю по полям, лесам да болотам, копаю корни, дёргаю цветы, срезаю зелень, а зимой сижу да фасую порошки по пакетикам.

Нетрудно понять, что разбираюсь я в этом не так хорошо, зато мой дедушка, человек, работающий с клиентами много лет и знающий тонкости, согласился ответить на некоторые вопросы о своей деятельности.

– Как давно вы изучаете тибетскую медицину?

— Надо считать… 43 года. Начал изучать лет 46 назад. Лет 35 назад начал заниматься этим профессионально.

– Как зародилась идея открыть бизнес по продаже целебных трав?

– У моей жены, Лидии Дашиевны, был родственник Галдан Ленхобоев. По существу, мы просто продолжили его дело, использовали его рецепты приготовления лекарств. Он был нашим учителем. Моя жена занимается приготовлением лекарств, а я больше работаю с больными: диагностикой, лечением…

– Ваш учитель сам занимался созданием рецептов для отваров?

– Нет. Многие рецепты известны, описаны в древних трактатах на тибетском, старомонгольском языках. А сейчас и на китайском, и на русском, переведено множество рецептурников.

– Пробовали ли вы создать собственный рецепт?

– Один есть, довольно эффективный. Помогает при сердечных приступах.

– Тибетская медицина – официальная или народная?

– По рекомендации всемирной организации здравоохранения медицина делится на три типа. Народная медицина – с использованием трав или животных. Каждый народ имеет что-то такое своё. Отличие от традиционной в том, что здесь нет трактатов, всё передаётся из уст в уста.

Есть традиционная медицина. Как правило, она связана с какими-то историческими центрами цивилизаций. Скажем, китайская медицина сопряжена с развитием истории Китая. С тибетской то же самое. Индийская Аюрведа связана с индийской культурой, цивилизацией.

И третья, всем известная, официальная медицина. Её ещё можно назвать европейской.

Когда мы только начали изучать тибетскую медицину, с Галданом Ленхобоевичем ездили в экспедиции по сбору лекарств и продолжали это в течение 10 лет, помогали тут же делать порошки. А в зимнее время я занимался литературой, научился читать на старомонгольском. Там очень много источников. Китайская медицина в Китае, тибетская – в Тибете и монгольская – во Внутренней Монголии. Они очень похожи, и всё-таки есть свои отличия.

Традиции тибетской медицины, которые сложились в России, всё-таки больше похожи на монгольскую. Это по климату, по культуре и по сырью, которое доступно.

– Тибетская медицина борется против очага болезни или занимается оздоровлением человека в целом?

– Лекарства против какой-то конкретной болезни нет. В тибетской медицине предполагается существование трёх типов процессов. Они реализуются через ветер, слизь и желчь. Это базовые, фундаментальные вещи. Считается, если эти три фактора находятся в равновесии, то человек здоров. А если какое-то из этих начал слишком активно себя проявлять или, наоборот, слабо, тогда это проблемы. Эти три начала напрямую связаны с психоэмоциональной сферой человека. Эмоциональное состояние – неведение. Его символом является свинья. Предполагается неведение того, что я, как человек, существую. Это иллюзия, что существую. Человек, я или ты или вообще любой человек – это источник всех проблем. И психологических, и физических, и прочих.

Мы все считаем: «Ну, я же существую, как неделимое, какая-то субстанция человеческая (душа, тело), обладаю своей самостоятельной сущностью». Ничего подобного. Мы не являемся самостоятельной сущностью. Это иллюзия. Весь наш эгоизм порождён этой иллюзией. Безразличие, апатия, лень порождают болезни слизи: насморк, кашель, астму. Всё застаивается.

Незнание того, что существуешь, – эгоизм. Человек родился, видит, вот он существует, как некоторая вечная, неизменная, независимая ни от кого сущность. Это иллюзия. Это основа основ буддизма, а тибетская медицина – это, прежде всего, медицина храмовая. При дацанах, при монастырях создавалась и в основном функционировала в течение всей истории.

Наше время – время стрессов и депрессий. Это тоже следствие неведения. Если ты знаешь, что не существуешь, то о чём горевать-то? Не в буквальном смысле не существуешь. Не надо как к самостоятельной и независимой сущности к себе относиться. Ты порождение причин и условий, которые не зависят от тебя.

Второе начало – это ветер, привязанность. Привязанность к чему-то: наркотикам, алкоголю, любви – это порождение ветра. Оно появляется, исходя из иллюзий, что я существую независимо, обладаю некой самостью. И привязанности появляются исходя из этого. Кто к наркотикам, кто к водке, кто к близким людям. Символом является петух. Он же куриц любит. Привязанность – страсть. Наиболее ярким проявлением её является любовь. Так появляются болезни ветра: депрессии, волнения, нервотрепки, паранойя, тревожность. Ветер может проявляться легкомысленностью, всякого рода переживаниями.

И третье – желчь. Её символом является змея. Это раздражение, злость. Как правило, характеризуется проблемами с ЖКТ.

И если между ними нет баланса, начинают разрушаться сами ветер, желчь, слизь. Эмоциональные состояния могут провоцировать болезни разных начал. Они начинают перепутываться или застаиваться. В организме всё циркулирует, а эти застои мешаются. И три начала, в силу каких-то причин, могут перепутаться. Например, ветер может пойти по пути циркуляции желчи, это вызывает мигрени.

Именно поэтому наша главная задача – найти баланс, поэтому мы стараемся лечить пациентов, учитывая состояние всех начал.

– С какими болезнями Вы встречаетесь чаще всего?

– В последние годы много болезней ветра: неврозы всякие. Могут и на уровне мыслей проявляться. И не только в голове, по всему телу. Думаю, это из-за общественно-политической ситуации: люди теряют своих близких.

– Есть ли какие-то советы или напутствия от Вас как от специалиста по тибетской медицине?

– Надо знать свою природу и правильно выбрать свою миссию в жизни.

А вот соотношение ветра, желчи и слизи бывает врождённое и приобретённое (когда баланс нарушается). Люди рождаются с лёгким дисбалансом. Кто-то сухой, кто-то толстый, кто-то плотный, сильный… Некоторые вещи могут быть врождёнными, поэтому, в соответствии с началами, люди делятся на типы. И для каждого типа своя миссия. Если ты ошибёшься в выборе (профессии, направлении деятельности), сам будешь страдать всю жизнь. А если направление или миссию найдёшь, ты получишь всё, что захочешь по жизни. Будешь жить и работать с удовольствием.

Храбрые, выносливые, отзывчивые – вот они, люди с сибирским характером. Именно таких людей воспитывает сибирская земля. А Нима Цыренович помогает им оставаться здоровыми и физически крепкими.

Автор: 

Добавить комментарий

Target Image