О профессиях исчезающих и будущих
На всем протяжении жизни человек постоянно делает тот или иной выбор. Но самым главным, который совершенно точно повлияет и определит всё его последующее существование, становится выбор профессии. Об этом необходимо задуматься именно сегодня, потому что с развитием технологий глобально изменяется структура рынка труда и занятости населения.
Мне было интересно погрузиться в историю вопроса. Кто бы мог подумать, что вплоть до 1970-х годов в некоторых регионах рабочие просыпались не по часам, а по стуку в окно. Это будильщик ходил от дома к дому с длинной палкой и давал знать, что пора на работу. В 1920 году с приходом радио исчезла профессия лектор для рабочих. Этот господин развлекал рабочих чтением вслух. Исчезла и профессия – фонарщик. Мы привыкли к тому, что уличные фонари автоматически включаются в сумерках и выключаются утром. Но раньше для этого дела нужен был фонарщик. Используя длинный шест, он тушил, зажигал уличные фонари.
Пока мы осваиваем профессии бухгалтеров, экономистов, юристов и кондитеров, 3D-принтеры начинают печатать человеческие органы, а в Англии инвестируют миллионы фунтов стерлингов в подготовку ассистентов и помощников для роботов. Нужно быть готовым к тому, что в ближайшее время машины займут до 75% рабочих мест. Возможно, в России бум робототехники случится чуть позже, но он обязательно произойдет. А сейчас я хочу поговорить о профессиях, которые по разным оценкам в течение ближайших двадцати лет в развитых странах будут заменены роботами, компьютерными программами и другими автоматическими решениями.
Такие профессии, как библиотекарь, документовед и архивариус, уже в скором времени перестанут существовать из-за стремительного развития Интернета, за счёт которого пользователи практически из любой точки мира имеют круглосуточный доступ к любой информации. Профессия нотариус устареет из-за возможности оформлять документы через интернет и совершать банковские операции с использованием электронной подписи. К тому же, банки, страховые компании, контрольные органы и другие организации будут подключены к базам данных для проверки подлинности личности, отсутствия судимостей или платежеспособности. Человеку станет трудно справляться со сложной транспортной инфраструктурой и большим грузопотоком, поэтому логистов и диспетчеров заменят автоматизированные системы управления, разрабатывающие маршруты и контролирующие передвижение по ним. Невостребованные профессии: бухгалтеры, туроператоры, аналитики, банковский операционист и другие.
На основе данного материала я провела исследование среди трех возрастных групп для понимания того, как учащиеся разных возрастных категорий размышляют о выборе будущей профессии. Исследование было проведено среди учащихся 6А класса (13 лет) и 10Б класса (16 лет) МБОУ «Новосибирская классическая гимназия №17», а также среди студентов второго курса (18 лет) «Сибирского университета потребительской кооперации» (СибУПК) по специальности «Бухгалтерский учёт». Данную группу я выбрала не случайно, так как именно эта профессия, по мнению экспертов, будет считаться невостребованной в течение 10–15 лет. Участникам было предложено ответить на ряд вопросов в анкете. Первым вопросом было предложено учащимся определить, какие профессии исчезнут в течение 10–15 лет.
Исходя из результатов диаграммы, можно сделать следующее заключение. Большее число учащихся считают самыми невостребованными профессиями профессию переводчика, бухгалтера и системного администратора, потому что придут новые технологии, компьютерные системы. Также хочу отметить, что 38% опрошенных студентов, учащиеся в второго курса по специальности «Бухгалтер», считают, что профессия бухгалтер является исчезающей. Интересно, они задумались об этом при заполнении анкеты? В этой же группе опрошенных студентов 63% считают, что профессии, представленные в анкете, не исчезнут в ближайшие 10–15 лет. Также меня удивил результат 6А класса, где 31% учащихся считает, что в ближайшее время исчезнет профессия учитель, поясняя тем, что учителей заменят роботы.
Тогда какие профессии станут востребованы? Как не ошибиться с выбором? Эксперты «Сколково» в помощь школьникам и абитуриентам создали Атлас специальностей – некий альманах перспективных отраслей и профессий на ближайшие 15–20 лет. Вот несколько профессий, которые меня особо заинтересовали:
Молекулярный диетолог. Специалист по разработке индивидуальных схем питания, основанных на данных о молекулярном составе пищи, с учетом результатов генетического анализа человека и особенностей его физиологических процессов.
Дизайнер виртуальных миров. Сетевой юрист создает концептуальные решения для виртуального мира: философия, законы природы и общества, правила социального взаимодействия и экономики, ландшафт, архитектуру, ощущения (в том числе запахи и звуки), живой мир и социальный мир.
Тьютор. Разработчик образовательных траекторий. Специалист по организации группового обсуждения проблемы или коллективной творческой работы с целью обеспечить усвоение учащимися нового материала в ходе практической деятельности. Педагог, сопровождающий индивидуальное развитие учащихся в рамках дисциплин, формирующих образовательную программу, прорабатывающий индивидуальные задания, рекомендующий траекторию карьерного развития.
Проектировщик 3D-печати. Эта профессия станет особенно востребованной в строительстве, где 3D-технологии широко применяются уже сегодня. И если сейчас печатают лишь отдельные элементы и стройматериалы, то в будущем с помощью специальных принтеров можно будет создавать полноценные здания.
Чтобы быть успешным в новой профессии, необходимо обладать навыками. Слышали о Soft skills и hard skills? Это навыки будущего, которые помогут нам в освоении новых профессий. Hard skills (англ. «жесткие» навыки) – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить. К примеру, набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ. Soft skills (англ. «гибкие» навыки) – универсальные компетенции, которые не поддаются количественному измерению. Иногда их называют личными качествами, потому что они взаимосвязаны с характером человека и приобретаются с личным опытом. Примеры soft skills: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность, то есть социальные, интеллектуальные и волевые компетенции. Будет ли готово мое поколение нынешних шестиклассников усваивать и присваивать это? Придется, если всерьез думать о своем будущем. Причем, эти личные качества развивать и на уроках и после них, активно участвуя не только во всех проектах гимназии, но и в городском пространстве. Это билет в будущее.
Закончить свою статью я хочу цитатой великого космонавта Юрия Гагарина: «Хорошо работается, когда любишь свою профессию, с увлечением занимаешься ею». Я желаю каждому, кто стоит на пороге выбора, добиться высот в покорении профессии. Но ещё я хочу пожелать оставаться Человеком: добрым, отзывчивым, справедливым вне зависимости от дальнейшего выбора своего профессионального пути. От этого зависит, как мы распорядимся билетом в будущее.
Комментарии
Людмила replied on Постоянная ссылка (Permalink)
Класс
Добавить комментарий