Недетский экстрим
Мы привыкли, что школьники обычно выбирают безопасные хобби и увлечения. Хотя спорт и может быть травмоопасным, но всё же привычные всем хоккей, футбол, борьбу, гимнастику экстремальными видами спорта точно не назовешь. Неподдельное удивление вызывает подросток, который занимается настоящим экстримом, а именно автоспортом, – участвует в профессиональных гонках на машинах. И в нашей школе есть такой спортсмен – десятиклассник Можаров Никита. Несмотря на то, что увлечение его можно назвать взрослым и брутальным, Никита никогда им не хвастался и уговорить его дать нам интервью было сложно. И если мы долго думали, какое же качество у гонщика стоит на первом месте – азарт или бесстрашие – то в случае Никиты на первом месте стоит скромность.
– Никита, как давно ты начал заниматься автоспортом?
– В день моего рождения, 11 лет назад, папа решил сделать необычный подарок и привел меня на секцию автоспорта в «Спортивную школу технического, экстремального, интеллектуального спорта». Тогда я в первый раз попробовал прокатиться на небольшой машинке. Мне понравилось, и я начал заниматься.
– Какую машину для занятий тебе, семилетнему ребенку, доверили?
– Изначально я ездил на маленьких машинах, они называются «минибагги». В них 6-7 лошадиных сил, и весят они не больше 150 кг. На них ездят дети от 6 до 12 лет, а потом пересаживаются на более мощные и быстрые машины.
– Помнишь ли ты, что чувствовал, когда в первый раз сел за руль гоночной машины?
– В тот момент я не до конца понимал, что это настоящая техника, а не игрушка, что ею надо учиться хорошо управлять. Постепенно выучил её строение и правила управления – меня это очень заинтересовало, я с удовольствием стал ходить на занятия.
– Расскажи, как проходят ваши уроки в спортивной школе?
– Занимаемся мы три раза в неделю: один урок теоретический, а два других практические. Практика проходит на специальном треке, который зимой, кстати, залит льдом – мы учимся управлять машиной при разных погодных условиях.
– Автоспорт – экстремальный и опасный вид спорта. Были ли у тебя когда-нибудь травмы?
– Я много раз переворачивался на машине, но травм у меня никогда не было. По современным требованиям, чем выше класс автомобиля, тем выше у него безопасность. В машинах обязательно есть специальные сидения, оборудованные крепкими ремнями безопасности, водительская дверь, обтянутая сеткой, чтобы при перевороте, если дверь откроется, водитель не вылетел из машины, есть специальный каркас авто, который защищает машину от смятия при перевороте или аварии, а также огнеупорные костюмы и автоматические огнетушители в автомобиле. Например, мой тренер в том году участвовал в гонках, у него загорелась машина, но он вообще не пострадал.
– Наверное, хорошая гоночная машина стоит немалых денег – это и обслуживание, и ремонт. Кстати, кто всем этим занимается при поломке автомобиля?
– Сама машина стоит около 350 тысяч рублей. Ремонт, как правило, оплачивает спортивная школа, но, к сожалению, не всегда это получается, так как у нас в городе с автоспортом не лучшая ситуация – денег на него выделяется немного. Если машина ломается по моей вине, то её ремонт оплачивают родители.
– Риск, материальные затраты – как сами родители относятся к твоему увлечению?
– Так как папа изначально привел меня в секцию автоспорта и хотел, чтобы я стал гонщиком, то он все понимает и принимает, а вот мама поначалу была против, но потом, увидев, что я участвую в соревнованиях, добиваюсь успеха, смирилась с моим выбором.
– Какие турниры, какие гонки тебе особенно запомнились? Помнишь свои первые соревнования?
– В 2018 году я принимал участие на Чемпионате России, занял там третье место, а в 2019 году – уже второе. Часто принимаю участие в разных соревнованиях по Сибирскому федеральному округу. А вот первые мои соревнования проходили здесь, в Новосибирске. Всего участвовало двадцать пять человек, и я занял четвертое место. Меня тогда не предупредили заранее, что в машине, на которой я ехал, не сразу срабатывают тормоза, а только с третьего нажатия, и поэтому в конце гонки я въехал в забор. Вот так на адреналине я закончил первую гонку.
– Чемпионат России – это предел или хочется выйти на международный уровень?
– В этом году мы планируем поехать на Чемпионат Европы, проходящий в три этапа: первый – в Чехии, второй – во Франции, а третий – в Германии. Для этих гонок сейчас собирается новый мощный автомобиль.
– Как занятия автоспортом помогают тебе в обыденной жизни? Планируешь ли ты вообще связать свое будущее с гонками, машинами?
– Во-первых, я уже могу водить легковой автомобиль, у меня есть права – осталось дождаться 18 лет, чтобы официально получить их. Во-вторых, я уже неплохо разбираюсь в механике, в устройстве автомобиля. Конечно, хотелось бы, чтобы автоспорт стал больше, чем просто хобби, но для этого нужны большие материальные ресурсы, которыми пока ни я, ни моя семья не располагаем.
– Согласен ли ты с тем, что в Америке 16-летние подростки получают права и уже могут водить машину, а в России нужно ждать до 18 лет?
– Я считаю, что всё зависит от молодежи, от того, насколько она понимающая, разумная, ведь люди ведут себя за рулем по-разному. На мой взгляд, не каждый подросток сможет во внезапной опасной ситуации сделать так, чтобы никто не пострадал, а взрослый человек, напротив, в силу своего опыта может поступить разумнее. Каждое государство, которое максимально пытается оградить людей от опасности, вправе устанавливать свои возрастные границы получения прав на вождение.
– Что на данный момент больше всего тебя привлекает в автоспорте? Следишь ли ты за другими соревнованиями? Кто твои кумиры в мире автоспорта?
– Прежде всего меня привлекает скорость и мощность машины. Мне нравится смотреть гонки Формулы-1, там я слежу за техникой спортсменов, например, как они проходят повороты на высокой скорости. Мои кумиры – это мировая звезда гонок – Колин Макрей, американский гонщик Кен Блок. Кен Блок, кстати, активно продвигает в мире Джимхану – вид автоспорта, отличающийся от привычных гонок тем, что пилот на Джимхане показывает своё мастерство вождения по усложненной трассе со множеством препятствий. Джимхана требует не только полного контроля над автомобилем, но и полную умственную концентрацию и воспроизведение в памяти участков трассы. Мне очень нравится этот вид автоспорта.
– На какой гоночной машине ты мечтаешь прокатиться?
– На Формуле-1. А вообще, особой разницы между марками машин я не вижу, так как каждая машина хороша по-своему. Все зависит больше не от автомобиля, а от пилота. Если летом мощность и подготовка машины имеют определенное значение, то зимой на скользкой трассе важнее профессионализм водителя.
– Когда тебе больше нравится водить – зимой или летом?
– Летом, потому что скорость выше, азарта больше – вождение сложней и опасней.
– Никита, вот слушаешь тебя и поражаешься твоей отваге. Кажется, что ты настоящий лихач, отчаянный сорвиголова. Однако одноклассники и учителя отзываются о тебе, как о серьезном и собранном молодом человеке. Многие отмечают твою ответственность и скромность.
– Я думаю, что главные качества успешного гонщика – это как раз серьезность и ответственность. Как бы высоко не зашкаливал азарт, когда ты за рулем, голова всегда должна оставаться холодной.
– Есть ли у тебя личные рекорды?
– Трассу длиной 950 м я проехал за 39,6 секунд – пока этой мой лучший результат, но мне всегда есть к чему стремиться, важно не опускать планку.
– Не секрет, что в мире гонок вращается много денег – большие призовые награды, помощь спонсоров. Правда, что даже у вас, учеников спортивной школы, есть спонсоры?
– Да, есть. За призовые и первые места нам платят деньги.
– На что ты их тратишь?
– На обслуживание автомобиля, на личные вещи, но большую часть, конечно, отдаю родителям, так как мои занятия – это их заслуга. Они очень много вложили сил и денег в моё развитие.
– Чтобы твои сверстники могли представить, сколько можно заработать в 16-17 лет с помощью своего труда и таланта, озвучь максимальную сумму выигрыша, если это не секрет.
– В свое время за третье место я получил больше 50 тыс. рублей.
– Это хорошие деньги для школьника, но все мы понимаем, что достаются они не просто так – не у каждого хватит самообладания справиться и с трассой, и с эмоциями, и в то же время обойти соперников.
– Да, с одной стороны, это сильное напряжение, но с другой стороны, за рулем я чувствую себя на своём месте. Мало что сравнится с эмоциями, полученными от хорошей гонки!
– Спасибо, Никита, за интервью, и мы желаем тебе всегда легкой трассы, хорошей погоды и непоколебимого самообладания!
Фото: страница ВК Никиты Можарова
Добавить комментарий