Back to top

Небо. Парашют. Девушка

Кто в детстве не мечтал летать? Но у многих ли эта мечта переросла во что-то большее? Кто в итоге на себе испытал непередаваемое чувство полета? У ученицы 10 класса Алены Ивановой это получилось: она сделала шаг к мечте... прямо из самолета!

- Алена, мечтала ли ты в детстве покорять воздушное пространство?

- Да, я всегда хотела научиться летать, как летают птицы, часто смотрела на облака, фантазировала. Особенно мне нравилось звездное небо.

- У тебя был пример для подражания - герой книги или мультфильма?

- Очень нравилось смотреть, как летает Аладдин на своём ковре-самолете. Я думала: «Вот бы мне такой!»

- То есть полет для тебя был волшебством? О парашюте или других средствах ты не думала?

- До какого-то момента нет. Всё изменилось в 6 классе, когда к нам в школу пришел человек, занимающийся планёрным спортом, и рассказал о ЮПШ (Юношеской планёрной школе), куда я решила сходить. Мне там понравилось, и уже 5-ый год я летаю на планёрах. В ЮПШ мы сами коллективно конструируем и собираем их.

- Сложно делать планёры?

- Когда научишься, то нет. На постройку одного планёра уходит около недели. Размах крыльев у него где-то 2,5 м, а высота 1,6 м. Но мы не сразу начинаем летать, сначала все обязательно учат теорию, а только потом уже практикуются на аэродромах в Мочище и в Бердске.

- Опиши, пожалуйста, как происходит полет на планёре?

- Если ты новичок, то тебя не скоро пустят к свободному парению. Основной режим полета - на привязи. Планёр крепится к лебедке Макарова, или, как мы его называем, «бесконечному тросу», и инструктор может контролировать скорость и высоту полета. А мы садимся в кресло, жмем газ и летим на высоте примерно 10 метров. Спустя несколько лет мне удалось полетать без троса. Там высота доходит уже до 300 м, и ты совсем один в воздухе.

- Страшно было в первый раз подниматься так высоко?

- Да, было страшно, но у меня уже был хороший опыт полетов с тросом - я не растерялась. А управлять планёром легко - у него есть рычаг и педали.

- Кто спонсирует ваши полеты и постройку планёров?

- Нам помогает Сибирский научно-исследовательский институт авиации им. С.А. Чаплыгина, а также Сибирский авиационный кадетский корпус им. А.И. Покрышкина. Благодаря им мы получаем средства для материалов и даже ездим на летнюю смену в лагерь.

- Но полётом на планёре твоё покорение неба не закончилось?

- К счастью, нет. Однажды к нам поступила информация, что идет набор детской группы в ДОСААФ (Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту). Предлагали обучать парашютному спорту.

- Ты сразу решилась туда записаться или терзали сомнения?

- Сначала я разговаривала с мамой, потому что именно от нее всё зависело: разрешит или нет. Спустя 3 недели мама дала согласие (нелегко, видимо, ей далось это решение). Наконец-то мы с ребятами приехали на Красный проспект в парашютный клуб. Примечательно, что будущих парашютистов в нем готовит замечательная женщина, один из опытнейших парашютистов Новосибирска - Нина Васильевна Лакиза. Ей уже за 70 лет, а она бодрая, активная - с таких людей хочется брать пример. Она и научила нас основам.

- С чего начались занятия в парашютном клубе?

- Как и положено, вначале была теория, которая длилась месяцев 5, а потом мы тренировались на специальных установках. Например, у нас есть такое приспособление - «качели», внутри них парашют. Когда забираешься внутрь, создается имитация полета. Также мы учились передвигаться с 10-килограммовыми рюкзаками за спиной, прыгали с 2-метровой высоты, чтобы уметь правильно приземляться. Подготовка велась серьезная и интенсивная.

- Когда же состоялся твой первый прыжок?

- Он был в июне 2018 года. С самого утра я, вся моя семья и лучшая подруга следили за погодой и ждали заветного звонка от инструкторов. Всё в этот день зависело от погоды. В 3 часа дня нам дали добро и мы поехали на аэродром в Мочище. Приехав, я обязательно посетила медика, проверила самочувствие и давление. Также ещё до этого моя мама заполнила анкету, расписалась, что знает о возможных рисках и дает согласие на мой прыжок. Завершается эта процедура оформлением обязательной страховки.

В тот день народу на аэродроме было много: группа из парашютного клуба, отряды кадетов - в основном, все парни. Со мной случилась небольшая заминка: долго не могли подобрать мне специальные берцы для прыжка. Размер ноги у меня маленький, а на аэродроме были только большие размеры. Чудом подходящие берцы оказались у медика, но и они были большеваты, поэтому пришлось обматывать ногу бинтами, прежде чем надеть их.

Прошло несколько часов, а моя очередь для прыжка еще не подошла. К тому времени уже были собраны наши парашюты (мы лично присутствовали при их сборке и перепроверяли, всё ли сложено нормально). Все уже устали ждать и нервничать. Особенно было жалко маму и бабушку, которые волновались за меня больше всего. Наконец, нашу группу из 10 человек построили в ряд, еще раз проинструктировали и мы направились к самолету АН-2. Это было где-то 8 часов вечера.

- Ты была единственной девочкой в этой десятке? Чувствовала к себе особое отношение?

- Да, многие подходили, спрашивали, как я, не падаю ли в обморок. (смеется)

- Как вы вели себя уже в самолете во время набора высоты? Храбрились или, наоборот, страх нагоняли друг на друга?

- Все сидели и откровенно тряслись, очень страшно было даже тем, кто уже не в первый раз прыгает. Например, среди нас был мальчик, который прыгал уже в 3 или 4 раз, он не скрывал, что тоже боится, но в то же время он старался успокаивать всех новичков, говорил, что нет ничего страшного, все будет нормально, главное - все правильно сделать.

- Признайся, хоть один раз у тебя возникла мысль повернуть назад?

- Да. Прямо перед посадкой в самолет. За день до этого я смотрела много видео про парашютистов, про истории, где они разбивались, и было боязно. Но свой выбор я уже сделала. Видимо, чтобы шагнуть навстречу мечте, надо уметь в первую очередь перебороть самого себя, и я решительно поднялась в самолет.

В самолете был экипаж из двух человек и двое инструкторов. Наши парашюты были прицеплены к тросу, и, когда мы прыгали, за раскрытие парашюта отвечал инструктор. Самолет поднялся на высоту 1 км. В маленькие окошки мы видели красивый вечерний ландшафт земли. Но по сердцу постоянно проходил холодок. Инструктор открыл дверь и бросил пластиковую бутылку, чтобы посмотреть, в каком направлении она полетит. Когда он удостоверился, что нам можно прыгать, озвучили нашу очерёдность. Прыгали по тройкам. Я открывала второю тройку. Инструктор спросил, готова ли я, отсчитал «раз, два, три - вперед!», и этот момент, когда надо шагнуть в открытое пространство, был самый страшный. Я прыгнула и... забыла всё, чему нас учили. По инструкции надо было считать 3 секунды, а потом посмотреть наверх, чтобы проверить, открылся ли купол парашюта. Я, потрясенная, смотрела в разные стороны, но только не наверх. Видела других ребят, между нами было расстояние около 50 метров. Они летели, кричали, смеялись, в общем, были счастливы. Вскоре я пришла в себя и подняла голову - с парашютом всё было хорошо.

- Сколько длился весь прыжок?

- Минуты 4, но этого мне показалось очень мало. Я смотрела на бескрайние зеленые поля в свете вечернего солнца, от души радовалась этому моменту. Увидев на земле махавшего мне инструктора, вспомнила, что надо немного развернуть парашют, чтобы приземлиться в нужном месте, отмеченном красным крестом. Инструктор мне ещё что-то кричал, но у меня так заложило уши, что я ничего не слышала. Во время посадки вновь наросло напряжение, потому что посадка - опасный момент, во время которого можно сломать ноги. Приземлилась я правильно, но всё же почувствовала удар, и меня сразу откинуло на спину. Некомфортное ощущение, когда ты лежишь ничком, а парашют продолжает еще оттаскивать тебя назад.

- Родители и подруга наблюдали за прыжком?

- Да, но они стояли очень далеко, снимали на видео нас, прыгающих человечков, но вначале вообще не могли понять, где я, - все парашюты одинаковые, белые, а лиц совсем не видно. Но потом разглядели мою фигуру.

- Что было сразу после приземления?

- Любишь кататься, люби и саночки возить - мы начали собирать свои парашюты, плести косичку из строп, укладывать всё в рюкзаки. Рюкзаки, кстати, довольно тяжелые. Для тренированного человека это всё занимает не больше 5 минут. Потом за нами подъехал микроавтобус и повез к переживающим родственникам.

- Наверное, тебя встретили, как героя?

- Почти. Все спрашивали, как и что. Бабушка особенно переживала, первая поцеловала меня. Родители были счастливы. Мама беспокоилась, не получила ли я травмы. Но все хорошо обошлось. Этим летом ещё раз обязательно прыгну с парашютом!

- Возможно, что многие ребята, познакомившись с твоей историей, тоже захотят пойти в парашютный спорт. Помимо потраченных нервов родителей, насколько это затратно материально?

- Если ты занимаешься в парашютном клубе и тебе до 18 лет, то теоретическая подготовка стоит в районе 500 рублей, а сам прыжок не больше 3 тысяч рублей.

- В 2020 году ты заканчиваешь школу и куда думаешь идти дальше? Будешь связывать свою жизнь с этим видом спорта?

- Есть вариант служить в армии по контракту. Но вначале я хочу закончить университет по направлению «Правовое обеспечение национальной безопасности». И, естественно, я хочу продолжить прыгать с парашютом. В армии вообще обязательно надо прыгнуть не менее 5 раз. Так что у меня всё впереди!

- Благодарю тебя, Алена, за захватывающий рассказ о своём редком для хрупкой девушки хобби - парашютном спорте. Ты настоящий герой - смелая и решительная. Пусть все мечты сбудутся! Удачи тебе и бесстрашия!

Фото: сеть интернет

Поставь лайк

up
Проголосовали 16 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image