Back to top

Не утратить традиции отечественного образования

Вопрос о качестве, характере и перспективах образования не раз интересовал отечественную общественность за всю нашу долгую историю. Смею предположить, что это являлось, является и будет самой важной частью духовной жизни человека. Моя статья посвящена проблеме образования в будущем, тому, как я, одиннадцатиклассник, вижу перспективы её решения.

Ракурс в прошлое русского просвещения

Мы, жители современного российского государства, являемся прямыми наследниками дореволюционной системы обучения, имеющей свои корни от середины XVII века. Находясь в этом статусе гордого наследника своих предков, необходимо разрабатывать и совершенствовать образование нашей страны, но делать это следует обязательно с опорой на традиции.

Что же это за традиции? Рассмотрим этот вопрос подробнее. Первые школы появились в России до Петра Первого. С этим связано имя великого государственного деятеля, многими забытого, Федора Михайловича Ртищева. Его школа, организованная в 1648 году (!), послужила началом в истории отечественного образования. Она, конечно, имела узкий, придворный характер, но уже тогда лучшие мужи государства слушали курсы философии и риторики, читаемые «первым русским профессором» Епифанием Славинецким. Таким образом, русское государство к концу XVII века – времени взросления молодого царевича Петра – подготовило тот интеллектуальный скачок, который случится уже во время его правления.

Об изучении древних языков

Далее, вслед за XVIII веком, появилась идея, что образование должно быть не привилегией, а обязанностью, которое строилось бы на знании философии, математики, литературы, истории, а также двух классических языков: древнегреческого и латинского. Их знание и понимание строит и упорядочивает наш ум. Смело можно сказать, что практически все великие классики XIX века знали эти языки и предметы в совершенстве. Но здесь нужно заметить один факт: важно не сделать из изучения этих языков каторгу для школьников. Это действительно необходимо, ибо у нас имеется пример подобного: в конце XIX века, благодаря реформе Дмитрия Толстого латинский и греческий стали обязательными, за любые неудачи учащийся подвергался телесному наказанию розгами. Поколение, которое училось в это время, противилось этому насилию. Стоит сказать, что из них выросли настоящие бунтари и революционеры, одним из них был медалист Володя Ульянов.

Уже в советское время эту традицию отменили. Школьники лишились возможности получать знания латинского и древнегреческого, она сохранилось лишь на некоторых факультетах на степени уже высшего образования. Многие скажут: «Зачем же учить эти языки, если многие не могут выучить свой собственный?» Да, это правда. Однако немногие задумываются над тем, что именно из-за утери той языковой системы, которую даёт латинский и древнегреческий, многие и не могут понять собственный язык. Кроме того, данные языки имеют огромное влияние на нашу историю.

Здесь мне вспоминается цитата великого историка и филолога академика А. А. Шахматова: «Самопознание возможно лишь при известной широте кругозора; расширение же нашего русского кругозора достигается прежде всего приобщением к нему всего греко-славянского мира, с которым мы так тесно связаны исторически и политически». Вот именно потеря кругозора является одной из самых важных проблем современного образования, которая обсуждается по всей стране.

Важно не столько учить классические языки в школе, сколько постигать их красоту через произведения великой античной литературы, которые немыслимы без данных языков. Многие из нас просто пропускают этот пласт великой, неповторимой культуры, и с этим нужно что-то делать.

О православной культуре и духовных законах морали

Также нужно отметить еще один аспект дореволюционного образования, который был, казалось, безвозвратно утерян после пришествия к власти большевиков, однако, активно восстанавливаемый сейчас. Речь идет об уроках православной культуры. Насколько я знаю, этот предмет изучается в четвёртых классах по выбору родителей. Если знание классических языков строит ум, то православная культура даёт душе человеческой понять главную его мечту – обрести Царствие Божие. Оно также даёт главные моральные правила, которые делают человека человеком. Важно в этом курсе уже в старших классах популярно изучать наследие великих богословов (от первых апостолов до протоиерея Сергия Булгакова) и ученых, защищавших Веру Христову от нападок безбожников (Д. С. Лихачев и С. С. Аверинцев).

Нет повода подражать Западу

В формировании отечественного образования важно не пытаться кому-либо подражать. Здесь я не повторяю знаменитую формулу славянофилов о каком-то «отдельном» пути России. Нет! Отмежевание какой-то культуры или традиции от других есть погибель для неё. Нужно лишь не повторять очевидных и явных ошибок. Мне важно это сказать, так как в современном мире появились призывы сделать процесс обучения практически игрой, модернизировать его до неузнаваемости. Такое мы можем наблюдать, в основном, в США и некоторых странах западной Европы. Отечественному образованию стоит отмежеваться от таких наветов, ибо оно должно быть, прежде всего, именно тщательным и кропотливым процессом.

Союз семьи и школы

Я бы хотел также добавить, что одной из главных задач образования является формирование творческого подхода к предмету. Именно это качество, по-моему, будет необходимо для каждого уважаемого специалиста в будущем. С гордостью могу сказать, что подобное в моем школьном образовании точно присутствует. С начальных классов учителя гимназии формировали во мне трепетное отношение к русскому языку, литературе и истории. Родители же (мой отец православный священник) привили мне чувство религиозного ощущения мира, которое в комбинации с вышесказанным и сделало меня таким, какой я есть. Все это вместе и помогло мне еще в средней школе определиться с будущей профессией и призванием в принципе. Важно обратить внимание, что такое присутствует не в каждом образовательном учреждении, однако я уверен, что подобный подход должен стать в России тенденцией, а не исключением. В вопросах образования необходим гармоничный союз семьи и школы, а в современном процессе обучения и воспитания это стало еще одной проблемой в нашем обществе.

P.S. Я не затрагиваю в своей статье вопросы, связанные с использованием искусственного интеллекта, нейросетей в процессе обучения, понимаю, что это неизбежно. Проблема в том, как гармонично соединить современные технологии с традиционными установками в российском образовании.

Поставь лайк

up
Проголосовали 16 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image