Back to top

«Люди так не делятся»

Инклюзивное образование. Далеко не все взрослые в нашей стране имеют о нём хоть малейшее представление. По данным Сургутского государственного педагогического университета, 30% педагогов, 65% родителей и 49% граждан находятся об этом в полном неведении. Ученики моей общеобразовательной школы и подавно об этом не слышали.

Хотя… «Люди так не делятся…» Ведь наверняка вы видели такую рекламу. Парень на коляске в окружении здоровых ребят выглядит вполне счастливым, но это в рекламе…

На одном форуме я прочитала возмущённые слова: «Часто ли мы задумываемся над тем, как живут люди с ограниченными возможностями? У них нет рук, а у нас есть, и, видимо, поэтому мы всё реже протягиваем друг другу руку помощи. У них нет ног, а у нас есть, но некоторые из нас не преминут здоровыми ногами пнуть бездомного котёнка.

Они остро нуждаются в слуховых аппаратах, зато мы – люди, слышащие всё, что нас окружает, иногда не способны услышать, как стучит чье-то обиженное сердце. А ещё мы, такие зрячие, мастерски умеем закрывать глаза на чужую боль. А порой они сжимаются под нашими жалостливыми взглядами, ведь что-что, а ужалить жалостью – это мы умеем. Стыдно признаться, но это мы, в какой-то степени, инвалиды…»

Неужели мы и правда такие? Но ведь за одну минуту через СМС-сообщения собирают огромные миллионные суммы для лечения больных детей. Или мы умеем быть добрыми и милосердными только на расстоянии? А что если и правда в наши обычные школы за парты рядом со здоровыми детьми сядут инвалиды? По данным того же Сургутского «педа» 35% педагогов, 26% родителей и 32% граждан высказались против инклюзивного образования.

Приступая к опросу в моей школе, я была абсолютно уверена в результате – негативном. Я вижу, как нелегко живётся «не таким» ребятам, есть у нас свой печальный опыт: вроде не трогают, а человеку неуютно. «Не может такого быть, – возразила мне моя учительница. – Мне кажется, дети наоборот будут помогать, защищать, сами станут другими, морально окрепнут, духовно вырастут». «А как же... (я назвала имя)?...)» Она задумалась и ответила: «Понимаешь, там немного другая ситуация…»

А ситуация такова, что в России инвалидов более 10 миллионов, из них более двух миллионов колясочники. У каждого из этих людей своя боль, свои проблемы, которые других не касаются. Они живут замкнуто, мы их просто не видим, потому что элементарное действие – выйти из дома – для них – непомерно сложная задача.

У детей-инвалидов, мне кажется, есть одна мечта – иметь настоящего друга, быть в круге позитивного внимания, доказать, что ты способен на многое. Ну, разве не доказательство полноценности, духовного здоровья этих людей Паралимпийские игры, да та же «Минута славы» на «Первом?» Но конкурсы конкурсами, соревнования соревнованиями, а готовы ли мы учиться рядом с инвалидами? Что ждёт этих ребят в учебных классах обычных школ? Какое отношение?

Ребёнок-инвалид – такой же человек, как все, на мой взгляд, это единственное приемлемое мнение, ведь пренебрежение и жалость унижают человека. Многие ли ребята так считают? Я выяснила мнение учеников 4-ых классов, среднего звена и старшеклассников нашей школы и получила такой результат: 65 % – 79% – 91%. Есть ребята, которые относятся к инвалидам как к людям, достойным жалости – это соответственно 30%, 19% и 9%. Страшно, что нашлись те, кто считают инвалида человеком «второго сорта». В 4-ых классах такое мнение у 5 % всех опрошенных ребят, а в 5-9 классах – 2%. А вот среди старшеклассников таких людей не оказалось. Выходит, с возрастом мы становимся толерантнее, терпимее к не похожим на себя людям.

Сегодня дети-инвалиды очень одиноки, их боль разделяют чаще всего их родные, как правило, мамы, которые представляют для этих ребят весь мир. Но с возрастом таким детям, конечно, всё больше хочется общения. При современных технологиях помогает Интернет, он действительно является окном в мир. Но виртуальное общение не может заменить живой контакт товарища, друга. Наверное, детям-инвалидам тоже хочется иметь одноклассников, спешить с утра в школу, выражать своё мнение среди сверстников. Но ждут ли их школы, например, наша?

Итак, где должны обучаться дети-инвалиды? Вот что об этом думают  старшеклассники моей школы: «на дому» – 18%; «в специализированных интернатах и школах» – 57%; в общеобразовательных школах – 25%. К сожалению, и у нас подтвердилась неготовность большинства учеников к введению инклюзивного образования.

Честно скажу, до того момента, как на заседании пресс-центра мы стали говорить об инклюзии, я даже не знала этого слова. И не только я, а все участники нашей старшей редакции. Но, оказывается, об этой проблеме много говорят и даже активно вводят инклюзию в жизнь школ. В Новосибирске и многих сельских школах нашей области дети-инвалиды уже пришли и «сели» за парты.

«Включённое», или инклюзивное образование, реализует принципы «Школы для всех», которые, как я узнала, за границей действуют уже около пятнадцати лет. У нас же всё пока очень сложно. «Как ты отнесёшься к появлению в твоём классе ребёнка-инвалида?» На этот вопрос категорическим несогласием ответили только 11% ребят 9-11 классов моей школы. Но меня расстроило больше всего безразличие, которое, как я увидела по опросу, растёт с возрастом: «мне всё равно» ответили 17% четвероклассников, 41% учеников 5-8 классов и 62% старшеклассников.

Если нам всё равно, примем ли мы ребёнка-инвалида в свой круг? Сможет ли он почувствовать себя полноценным человеком? Не прибавит ли ему комплексов пребывание в классе со «здоровыми» детьми. Я недаром использовала кавычки, ведь быть физически здоровым мало, не надо забывать о душе.

Приведу ещё один результат опроса Сургутсткого педуниверситета: 30% педагогов, 16% родителей и 8% граждан считают присутствие в классе детей-инвалидов явным негативным фактором, который может повлиять на учебные достижения обычных школьников. Почему???

И всё-таки, я рада, что мой негативный прогноз в целом не оправдался, и, скорее, права моя учительница, а не я. Я рада, что мне досталось это редакционное задание, и я задумалась над проблемой, которая до сих пор меня не касалась. Теперь я точно знаю: если в моём классе будет учиться ребёнок-инвалид, – я обязательно стану его другом и исполню его мечту о настоящей, а не виртуальной дружбе.

Поставь лайк

up
Проголосовал 21 пользователь.
Автор: 

Комментарии

Добавить комментарий

Target Image