Back to top

Любовь или уважение?

Учитель и ученик – самые важные фигуры в школе. Их ВЗАИМОпонимание – фундамент «эффективности учебно-воспитательного процесса». Но часто бывает так, что между педагогом и обучающимся возникает НЕДОпонимание – и рушатся хрупкие связи. Каковы  же причины конфликтов? Как их уладить или вовсе не допустить?

Я, проучившись в школе почти девять лет, могу сказать, что мы не всегда бываем готовы понять учителя: нас возмущает то «большой объём» домашнего задания, то «незаслуженное» замечание в наш адрес. Осознание того, что мы неправы, приходит к нам далеко не сразу. Каждый, наверное, узнает себя в такой ситуации: вы получили оценку за какую-то контрольную работу и эта оценка вас не удовлетворяет. Кого мы виним в первую очередь? Уж точно не себя. Предметом нашего недовольства, раздражения сразу становится учитель. «Ну вот, опять она меня «завалила», я знаю, что она меня недолюбливает и специально занижает оценки!» - обычно говорим мы в порыве страсти.  Но ведь это мы (а не ОНА!) подготовились к работе не так хорошо, как было необходимо…

То, что главной причиной конфликтов ученики считают «недопонимание», подтвердил соцопрос. Характеризуя своих учителей как людей «образованных, требовательных, строгих», гимназисты «обижаются» на них в основном из-за «несправедливо выставленной», по их мнению,  оценки (37%) или из-за «некорректных слов» в их адрес (57%).  Отмечают, что учитель, к сожалению, иногда «попадает под влияние настроения» (но ведь учитель-то тоже человек и ничто человеческое ему не чуждо!) или проявляет «предвзятое отношение, завышая или занижая оценки». Были мнения особенные, редкие: некоторые десятиклассники указали на «плохое объяснение материала учителем» (…а не значит ли это, что мы просто не хотим работать самостоятельно?). А отдельные ученики 11-го класса причину испорченных отношений увидели в «нежелании учителя переступать через свои принципы» (серьезная претензия, но ведь на то они и принципы, чтобы их придерживаться). Хотя большинство проявляют самокритичность и в качестве распространенной причины конфликтов называют  «неудовлетворительное поведение учеников».

Решать конфликты с преподавателем ученики предпочитают самостоятельно, в «личной беседе» (92%), либо привлекая других учителей (16%). Ученики 9-го и 10-го классов при этом стараются «не вмешивать в отношения» с учителем  своих пап и мам, но некоторые представители 11-го класса (19%) считают правильным все-таки привлечь родителей к решению конфликта и на вопрос: «Чью сторону занимают ваши родители, зная о конфликте с учителем?» – ответили, что обычно родители занимают их сторону (70%)… Большинство учеников 9-го и 10-го классов сказали, что это «зависит от ситуации» (55%).

В общем получается, что конфликтная ситуация между учеником и учителем «зависит от ситуации» и не всегда даже самый нерадивый ученик виноват в ее возникновении. Василий Осипович Ключевский, один из крупнейших русских историков 19 века, говорил: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Может быть, порой и вправду учитель любит только свой предмет?.. И в чем же заключается «любовь» учителя к ученику? Возможно, в стремлении поддержать?

В известном рассказе Валентина Распутина «Уроки французского» Лидия Михайловна, учительница французского, рискует своей репутацией, пытаясь хоть как-то помочь мальчику, которого в сложное послевоенное время отправляют в город учиться и который постоянно голодает, а потому не может все силы отдавать учебе: она придумывает игру в «замеряшки», чтобы гордый мальчишка, страдающий малокровием, мог «честно заработать» деньги на молоко. Что это? Высшее проявление сочувствия? Директор школы, не желающий хоть как-то разобраться в ситуации, расценивает действия учителя, играющего с учеником на деньги, как «преступление, растление, совращение». А литературовед Семенова называет поступок Лидии Михайловны «высшей педагогикой», «той, что прон­зает сердце навсегда и светит чистым, простодуш­ным светом естественного примера... перед которым стыдно за все свои взрослые отступления от самого себя». Я не думаю, что Лидией Михайловной руководила именно «любовь» к мальчику. Это было уважение к его безмерному желанию учиться, к его стойкости и, конечно же, простая (то есть та, которая просто должна, обязана быть в любом человеке) человечность.

Так может, «любовь» к ученику и есть элементарное уважение человека к человеку и «человека в человеке»? Пытаясь найти ответ на этот вопрос, я решила побеседовать с нашим учителем истории и обществознания Надеждой Васильевной Максимовой. Что же думают сами преподаватели об отношениях между педагогом и детьми, о конфликтах, возникающих порой между «участниками образовательного процесса».

– Как вы думаете, какими должны быть отношения между учеником и учителем?

– Отношения в первую очередь должны быть деловыми и достаточно доверительными. Ученик должен осознавать, что несет ответственность за возложенную на него обязанность учиться, а учитель – понимать, что дает знания и его обязанность – увидеть результат, итог этих знаний. Ученик должен доверять учителю, а учитель – принимать какие-то моменты, когда ученик не готов или не понял что-то.  Думаю, ученик и учитель должны идти друг другу навстречу, чтобы понимать и осознавать возложенные на них обязательства.

– Какими же хотят видеть учителя своих учеников?

– Каждый учитель хочет, чтобы ученик был заинтересован в учебе, воспитан, вежлив. Чтобы увлеченно отвечал на уроках, вступал в дискуссию и отстаивал свое мнение.

– Какими могут быть причины испорченных отношений между учеником и учителем?

– Конечно, это и недостаточно серьезное отношение ученика к уроку и к учебе в целом, и плохое настроение. Также причиной может быть еще и позиция родителей, когда они считают главным оценки и не всегда обращают внимание на качество знаний ребенка. Поэтому наверняка требуют от детей высоких отметок, а те в свою очередь начинают предъявлять  претензии учителю и требовать для повышения итоговой отметки за четверть улучшения отметок за отдельные ответы, какие-то отдельно выполненные задания, не понимая, что учитель оценивает в целом систему знаний и умений, в том числе степень обязательности и добросовестности учащегося. Но ведь и учитель тоже не всегда бывает в хорошем расположения духа. Возможно, учитель где-то может повысить голос, как-то случайно обидеть. Здесь и учителю тоже стоит обращать внимание на свои действия, быть более сдержанным, проявлять тактичность и ни в коем случае не переходить на оскорбление личности.

– Как нужно решать конфликты между педагогом и учащимся?

– Как правило, если ученик и учитель не могут понять и принять позиций друг друга, значит, надо привлекать какую-то третью, независимую сторону, которая может конфликт урегулировать. Это называется третейским судом.

– Почему одного учителя дети любят, а другого недолюбливают? И допустимо ли при «близких» отношениях проявление фамильярности?

– Я не принимаю никакой фамильярности и считаю, что это несерьезно, потому что мешает работе учителя на уроке, расхолаживает учеников и ни к чему хорошему не приводит. Не понимаю слова «любовь» в отношении взаимодействия учеников и учителя. Есть уважение, признание труда учителя. Думаю, что принимают и уважают того учителя, который требует в рамках разумного, уважительно относится к ученику и его проблемам.

Итак, подтверждено: «любовь» учителя к ученику – это уважение к личности, ее проблемам, интересам. Но вот сохраняются ли по отношению к учителю то уважение, та благодарность, которые и через много лет после  описанной ситуации испытывает главный герой «Уроков французского»? Я могу сказать, что именно в этом современные ученики не очень сильны…

Американский историк 20 века Жак Барзэн писал, что «учительство – не утраченное искусство, но уважение к учительству – утраченная традиция». Почему же так происходит? Может, дело в программах и сериалах, транслируемых  по телевидению? Ведь во многих из них учитель – это какой-то комичный, не отличающийся профессионализмом и иногда совсем недалекий персонаж, а отношение к нему – в лучшем случае насмешливое, в худшем – агрессивное. А ведь нам свойственно принимать то, что «показывают по телевизору», как некую догму, пример для подражания. И мы неосознанно переносим этот образец «телевизионного» поведения в реальную жизнь. К сожалению. А может, мы перестали ощущать «потребность» в ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ отношениях, перестали воспринимать учителя как ЧЕЛОВЕКА, отдающего нам душу, а видим в нем только лицо, которое «предоставляет образовательную услугу»?..

Как же добиться того, чтобы «обе стороны» были удовлетворены – довольны друг другом. Наверное, нужно хотя бы время от времени вспоминать очень верную русскую поговорку: «В чужом глазу соринку видим, в своем бревно не замечаем» –  и пытаться эти свои «брёвна» все-таки увидеть. Тогда, пожалуй, всем будет понятно, что в «педагогических конфликтах», как и вообще в любых конфликтах, не бывает до конца «правых» и «виноватых», победителей и побеждённых. Нужно уметь находить компромисс в любой ситуации. А для этого ученикам нужно научиться уважать учителей (ведь они заслуживают этого уже только потому, что дают нам знания, которые помогут нам в дальнейшей жизни «прокормить» себя и свою семью, в конце концов, они старше нас, и уже только возраст должен призывать нас к уважению). Нам необходимо научиться входить в положение другого человека и признавать свои ошибки. Учителям же не стоит поддаваться влиянию настроения, а стоит быть более сдержанными и проявлять уважение к ученику, ведь если  «уважаешь других - уважают и тебя». 

Поставь лайк

up
Проголосовали 10 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image

Хачатрян Венера