«Кстати» о научных революциях
Как собрать метан, который вырабатывает корова? Можно ли сыграть рок на электромагнитом поле? О чём может рассказать человек в свитере Фредди Крюгера? Где объединить науку и театр? На эти и многие другие вопросы я искала ответ на фестивале «Кстати. Революция в науке».
Научное открытие 1. Концерт «Терменвокс и фортепиано»
— Эщкере! — доносится из толпы школьников.
Они стоят возле Дворца культуры им. Горького. Через несколько минут здесь начнётся концерт «Терминвокс и фотрепиано».
Захожу в зал. Публика собралась разновозрастная. В первых рядах бабушки с внуками, на дальних — молодые люди: кто-то пришёл один, кто-то с друзьями.
— Ну, это точно рояль, а это что за мини-гробик на ножке?
— Какой гробик… Видишь антенны? Тут всё на них завязано, наверное, — спорят друг с другом мои соседи — парень и девушка, — обоим не больше двадцати.
— Терменвокс или термовокс? — переспрашивает девушка.
— Не знаю, ща загуглим, — отвечает юноша.
Начинается концерт. Выходят на сцену двое — девушка садится за рояль, а юноша встаёт у деревянной коробочки с антеннами (тем самым терменвоксом), которую мои соседи окрестили «гробиком».
Музыкант защепляет пальцами воздух и в зале раздаётся звук, похожий на высокий женский голос. Всё это происходит под аккомпанемент рояля.
— Это фанера? Я не понимаю, как это происходит, откуда звук? — перешёптываются мои соседи.
Зал сидит в шоке. Музыкант играет на воздухе!
— Терменвокс родился вначале 20-го века. Его изобретателем стал мой прадед — Лев Термен, — произносит музыкант Петр Термен, который только что «препарировал» воздух. — Этот инструмент принято считать точкой отсчёта развития электронной музыки. Симбиоз науки и музыки стал настоящей бомбой в электронике. Все газеты писали об этом изобретении. Вы заметили, что терменвокс мало похож на музыкальные инструменты? Левая антенна — это громкость. Чем ближе рука к антенне, тем тише будет звук. Правая же антенна отвечает за высоту звуков.
— На какой инструмент больше всего похож терменвокс? — спрашивает девушка из зала.
— Наверное, на скрипку или виолончель. Кстати, вначале 20-х состоялась легендарная встреча Ленина и теременвокса, после которой Ульянова стали называть первым электронным музыкантом, — смеётся Термен.
Он вновь приступает к игре. Музыканты исполняют произведения Рахманинова. Девушка за роялем очень экспрессивно и эмоционально играет, а Пётр Термен стоит у инструмента как застывшая статуя, прикрыв глаза. Кажется, что он не дышит. Его безэмоциональность слегка настораживает. Пётр снова обращается к залу:
— Вы заметили, что я стараюсь не шевелиться, когда играю? Смотрите!
Музыкант подходит к терменвоксу и делает глубокий вдох. По залу разливается очень неприятный звук.
— Слышите? Это очень вредный и чувствительный инструмент. Одним неловким движением я могу нарушить всю музыкальную композицию.
— Расскажите, сколько стоит терменвокс? Дорогое ли это удовольствие — играть на таком редком инструменте?
— В принципе, можно найти непрофессиональный терменвокс за 25-30 тысяч, но цена профессионального доходит до 150-200 тысяч. Конечно, это все достаточно дорого. Струны для гитары стоят гораздо дороже, чем все приспособления для теременвокса. Но и эмоции от теременвокса и гитары отличаются, не правда ли?
— Можно ли научиться играть на терменвоксе без музыкального образования? — задаёт кто-то вопрос из зала.
— В принципе, это реально. Но тогда гораздо сложнее и медленнее будет проходить процесс обучения.
Увы, в России есть только одна школа Russian Theremin School (расположена она в Москве и в Санкт-Петербурге), где можно научиться игре на терменвоксе. Преподаёт там сам Пётр. Если захотите стать музыкантом самого необычного музыкального инструмента, вы знаете, к кому обращаться.
Научное открытие 2. Лекция «Как стать изобретателем?»
В актовый зал гимназии № 10 забегают школьники среднего и старшего звена. Они быстро рассаживаются по местам. На сцену выходит Тимофей Скоренко, главный редактор портала «Популярная механика», журналист, писатель, номинант премии «Просветитель». Регалий у него много, все перечислить просто нереально.
— Так, мой свитер вам никого не напоминает? — спрашивает он у зала.
Гробовую тишину прерывает мальчик с дальнего ряда:
— Фредди Крюгера!
— Точно! Всегда появляюсь именно в этом свитере на всех публичных мероприятиях.
На большом экране появляется картинка: на ней изображена корова, к животному прикреплены прозрачные баллоны.
— Кто догадается, что это? — спрашивает Тимофей.
— Бак для сбора метана от коровы. Там просто в углу это написано... — говорит смышлёный школьник.
— Окей, а для чего это надо?
Тишина.
— Ну, метан можно использовать как топливо для машин, — продолжает мальчик.
— Красавчик, всё верно! Корова выделяет метан из всех отверстий... И не только из тех, о которых вы подумали...
Зал разражается смехом.
— Представьте, что спортсменам дико надоело нагибаться, чтобы каждый раз поднимать теннисный мячик с корта, — продолжает Тимофей. — Даю вам минуту, чтобы вы придумали изобретение для решения этой проблемы.
— Такое изобретение уже есть. Это пылесос для сбора теннисных мячей, — доносится из зала.
— Да. Но согласись, что гораздо проще поднять мяч самому, чем идти за пылесосом... Думаем ещё.
— Можно приделать к ободку ракетки липучку, она будет забирать мячик.
— Так. А теперь скажи, почему твоё изобретение может не работать? Изобретая что-то, ты должен это критиковать.
— Ну-у-у… Мячик может зацепиться за эту липучку в полёте случайно.
— Итак, выводим правила для всех начинающих изобретателей, — говорит Тимофей. — Первое: как только вы что-то придумали — критикуйте свою идею и думайте, почему это может не работать. Второе: упрощайте, а не усложняйте! Вам должно легче жить от изобретений.
Самые продаваемые изобретения — мотивирующие. Например, с вечера вы кладёте рядом с будильником какую-либо сумму денег, утром прибор звенит, если его не выключить, то он начинает безвозвратно кромсать ваши купюры.
Тимофей даёт аудитории несколько минут, чтобы зрители смогли придумать такие изобретения.
— Можно сделать кровать-будильник. Если ты вовремя не встаёшь, она переворачивается, а ты падаешь на пол.
— ... и дальше спишь, — закончил теорию друга мальчик лет двенадцати.
— Неплохо! Ещё? — требует Тимофей.
— Мотивирующий стакан. Если ты пьёшь больше, чем нужно, он автоматически звонит твоей бывшей.
— Не-не, он автоматически соединяет твою бывшую и настоящую! Крутая мотивация! — смеётся спикер.
Интересно, сколько ребят после этой лекции захотели стать изобретателями? Уверена — многие. Вполне вероятно, что лет через пятнадцать мы действительно будем пить воду из мотивирующих стаканов, а спать на кроватях-будильниках.
Научное открытие 3. Читка научной пьесы
В новосибирском театре кукол через несколько минут начнётся Science Drama — научная драма. Людей слишком много, поэтому к началу перфоманса у входа зрители уже выстраивают баррикады из скамеек: мест на всех не хватает.
На импровизированную сцену выходят актёры.
— Сейчас я не буду вам представлять наших читчиков, — говорит один из организаторов фестиваля «Кстати» Кирилл Логинов. — Среди читчиков будут не только актёры, но и настоящие учёные. Они все очень круто читают! Поэтому вы не сможете угадать, кто из них кто! Приятного прослушивания.
— Пьеса-приключение «Экспедиция» драматурга Александра Молчанова в двух действиях. Главные герои: Архимед, Мебиус, Эйнштейн, Ломоносов и другие звезды научного мира, — начинает «читку» один из артистов.
Стоит отметить, что «звёзды» научного мира в этой пьесе предстают немного в другом обличии. Например, Эйнштейн — это виноградная улитка, Архимед — паук-птицеед, а Мебиус — удав!
На читку драматической сказки пришли люди среднего возраста. Аудитория следит за каждым поворотом сюжета, смеётся вместе с артистами, которые порой случайно путаются в строчках и теряют текст пьесы.
— Подожди, получается удав остаётся в детском саду? Его бросает улитка и паук?
— Ну, вроде так... Не отвлекай меня, — шёпотом разговаривает супружеская пара в зале.
Финал пьесы получился неожиданным, но счастливым — это всё-таки сказка. Выхожу с ощущением, будто побывала на настоящем спектакле, а не на читке.
За несколько дней, проведенных на фестивале, я узнала огромное количество информации. Изначально была уверена, что почерпнуть что-то новое в научной сфере стоит немалых трудов, но всё намного проще и интереснее. Уже жду следующий фестиваль «Кстати» — глядишь, так и учёным стану.
Добавить комментарий