Как нас учат Родину любить
О «Зарнице» (или, как ее называют последние несколько лет, военно-спортивной игре «Победа») я узнала, когда однажды, дожидаясь начала уроков, увидела в окно марширующих старшеклассников. Это был первый день подготовки к «Зарнице». Во второй день я решила узнать у социальных педагогов, к чему готовятся ребята. Социальный педагог ответила, но включать меня в команду не стала: по ее словам, туда звали только «проверенных, интеллектуальных и спортивных» людей, достойных участия в военно-спортивной игре. Тогда я решила отправиться на игру в качестве журналиста, чтобы узнать, чему и как нужно обучиться, чтобы в следующем году меня приняли в «проверенные».
Рано утром, не обращая внимания на дождь, на плацу Новосибирского высшего военного командного училища собрались команды 12-ти школ Советского района. «Зарница» началась со смотра строя и песни. Сначала это была командная подготовка, потом одиночная. Стоящие поблизости курсанты училища комментировали происходящее. Особенно приятно было слышать: «Смотри, вон девчонка идет — у нее отмашка лучше, чем у меня!»
Затем команды состязались в сборке автоматов, беге, стрельбе из винтовки, общей физической подготовке и интеллектуальной игре по истории. Игра была организована по военному распорядку: все двенадцать команд одновременно участвовали в разных состязаниях.
К сожалению, по погодным условиям отменили 2 самых зрелищных и, как признавались сами участники, ожидаемых конкурса — полосу препятствий и эстафету. Но, как заверили нас курсанты, в такую погоду даже у них нет подобных тренировок. Зато всех присутствующих гостеприимно накормили солдатской кашей в столовой, что немного скрасило разочарование от измененного регламента конкурса.
По итогам игры победителями стали ученики 102 школы, с чем мы их от души поздравляем.
Почему же «проверенные» дети показали не такой результат, какой бы хотелось школе? Я видела, как участники из других команд выполняли задания с энтузиазмом, со старанием. Я думаю, что так случилось потому, что в этих школах детей набирали в команду по желанию, и они делали то, что им действительно нравится, выкладывались полностью. А в других школах, в числе которых наша, учителя отбирали детей по своему мнению, не согласовав с их желанием. Поэтому дети не старались, так как соревнования не доставляли им радости.
Что воспитывает такой подход — патриотизм или формализм? Одним, готовым выкладываться и отстаивать честь школы, говорят, что они не достойны этого, а других, зарекомендовавших себя в мероприятиях другого плана, фактически обязывают к этому. Тем самым школа преподносит патриотизм как что-то обязательное, а значит, трудное, скучное.
Таким образом, в одних, «недостойных», убивают патриотические чувства, а у других вызывают к нему отвращение. Остаются открытыми вопросы: у какой из этих двух категорий больше отбивают желание быть патриотами? И могут ли взрослые хотя бы попробовать услышать нас и начать доверять?
Добавить комментарий