Back to top

История любви и веры

Повесть Александра Грина «Алые паруса», история о девушке с открытым и чистым сердцем, сильной духом, способной мечтать, надеяться на лучшее и верить в чудо, так или иначе известна многим. Героине этого произведения, Ассоль, жизнь которой полна несчастий, однажды «предсказали», что, когда она станет взрослой, к ней приплывёт принц на корабле с алыми парусами. Ассоль поверила и стала ждать. Насмешки жителей городка не заставили ее отказаться от прекрасного мира грёз, недоступного другим, непохожего на реальность нищей и враждебной Каперны, где немало лишений и страданий... Ассоль  имела силу ждать – и чистота души была вознаграждена. В один прекрасный день мечта сбылась.

Такая светлая история дает веру, и повесть стоит того, чтобы ее прочесть, но в современном ритме жизни мало кто имеет роскошь насладиться спокойным чтением. И вот – история Ассоль появляется на сцене «Глобуса», одного из ведущих театров Новосибирска.

Мюзикл «Алые паруса» московского режиссёра Ниной Чусовой – яркий, запоминающийся, увлекательный спектакль. Немало новаторства в постановке, новаторства для самого театра, что меня, как зрителя, не привыкшего к подобным зрелищным спектаклям, приятно порадовало.

«Алые паруса», поставленные в «Глобусе», можно считать режиссёрской версией. На это указывает хотя бы тот факт, что в спектакле есть сцены и сюжетные линии, которых нет в первоисточнике. Например, сцена в кабаре, предшествовавшая ей сцена встречи Ассоль (в роли Ассоль Владислава Быковская) с «дамами» из кабаре на пляже в компании молодых людей и вытекающая из этого абсолютно новая сюжетная линия: Ассоль, на миг потерявшая надежду и веру, попавшая в затруднительное положение, становится танцовщицей. Но (не беспокойтесь!) ее принц, ее капитан Грей (в роли Грея Алексей Кучинский), увидел Ассоль в кабаре в первый же день «работы», и она не потеряла чистоты своей души. Но зачем режиссёр и сценарист вводят такую сюжетную линию? Ведь в оригинале Грей видит спящую Ассоль и влюбляется в это красивое, невинное и беззащитное создание – а это совершенно иная картина.

В таких случаях дело всегда заключается в задачах режиссера. Что он хотел показать, что сказать? Конечно же, светлая и чистая любовь, которая заслуженно найдет Ассоль, противопоставляется любви «платной» и бездуховной, которую предлагают танцовщицы кабаре. И Ассоль здесь показана уже не беззащитным ребёнком, а вполне решительной девушкой, почти отказавшейся от мечты. Но и здесь режиссер все-таки подчеркивает (благодаря актёрской игре), что кабаре – это не для Ассоль, в ней совершенно не чувствуется того эпатажа, который проявляют остальные танцовщицы: движения её неловки, они совсем не отличаются плавностью и «притягательностью». Мы видим – она ещё ребёнок, она всё так же беззащитна. Этим она и покорила посетившего кабаре Грея, который, надо сказать, тоже не увлечён всеобщим весельем, царящим в заведении, он даже немного скучает. 

Выходит, несмотря на различия в сюжете, идея остается той же. Конечно, такая интерпретация продиктована духом времени, где, согласитесь, искренняя любовь, в которую все же хочется верить после просмотра спектакля, часто подменяется ложной любовью, иллюзией, обманом с целью выгоды или получения удовольствия.  Но спектакль заставляет нас вспомнить о любви настоящей, пусть и немного в сказочной форме.

Что же ещё помогло спектаклю стать заметным явлением в новосибирском театральном мире? В первую очередь костюмы, оформление и не пафосные, но интересные спецэффекты, создающие особую атмосферу. Здесь мы видим и настоящий дождь, и бушующее море, и призраков, витающих над волнами. Подобные эффекты сильно влияют на сознание зрителя, включают игру воображения: образы сильнее врезаются в память.

Основным фоном действий спектакля является море. Но оно не нарисовано в глубине сцены – оно рождено проектором,  создающим широкое пространство морской глади на большом полотне материи, служащей экраном, – притом глади живой, слегка волнующейся или вовсе бушующей. Сама сцена, однако, не заполнена огромным количеством декораций – можно даже сказать, что в плане декораций в постановке придержались некоторого минимализма. Особую атмосферу небольшого, бедного, но по-своему яркого портового городка в спектакле создают костюмы и красочная, обильная бутафория. На фоне моря перед нами возникает одна из площадей порта: многолюдно, мы видим женщин, несущих в корзинах фрукты, хлеб, рыбу, позади – мужчины, рыбаки и моряки, повсюду лавочки, телеги, какая-то утварь.  Люди одеты в небогатые, но пёстрые одежды, в соответствии со временем на некоторых женщинах чепцы, другие, вероятно, чуть более обеспеченные, украсили головы шляпами с цветами и перьями. Каперна удалась: на сцене передан уклад жизни обитателей городка.

Однако стоит вспомнить, что «Алые паруса», поставленные в «Глобусе», являются мюзиклом, поэтому стоит поговорить о музыке, хореографии и вокале. Музыка Максима Дунаевского органично «вплетается» в повествование, она немного нарочито театральна, но это вовсе не мешает, а только добавляет ей выразительности. Она наделена особой экспрессией и разнообразна – печальная и протяжная, когда мы видим тоскующую Ассоль, местами трагичная, иногда мрачная, гораздо чаще яркая, энергичная. При этом музыка объединена каким-то общим стилем, звучанием – даже если вы услышите композиции каждую в отдельности, то догадаетесь, что они являются фрагментами единого музыкального произведения.

 Хореографических номеров в спектакле достаточно, но нельзя сказать, что мюзикл ими изобилует: большее внимание уделено вокальным партиям главных героев, а также хоровому пению. Хореография современная, эмоциональная, однако танцует на сцене только конкретная группа актеров, в  платьях телесных тонов, как бы незаметных. Главные герои не танцуют. Только в сцене кабаре, о которой уже говорилось выше, мы видим одновременно поющих и танцующих девушек. Кстати, эта сцена, отличающаяся сочностью красок, выразительная и колоритная, особенно хорошо запоминается, впечатывается в память, даже немного «выпирает», чего, наверное, не должно быть, так как это меняет смысловые акценты – отвлекает зрителя от истории чистой искренней любви, делая слишком привлекательным кабаре с нескромно одетыми девушками, готовыми предложить любовь «хоть на ночь, хоть на час, раз вы не нашли свою любовь навеки» (слова из песни спектакля).

В данной постановке главенствующую роль отдали вокалу. Стоит отметить, что он разнообразен: женский, мужской, детский. Песни мелодичны и печальны, но можно по-разному судить о том, насколько хорошо каждому актёру удалось исполнить свою вокальную партию. Возможно, для «Глобуса», где направление работы в жанре мюзикла не является ключевым, как, например, в Театре музыкальной комедии, простительны некоторые «шероховатости», но, другой стороны, если поставлена задача сделать качественный мюзикл, конечно, стоит уделить внимание качеству вокала, тем более что ему здесь отведено большое место.

 Были ли актёры убедительны? Достаточно ли полно раскрыли образы своих персонажей? Пожалуй, в игре их присутствовала некоторая театральность, свойственная мюзиклам, но, в отличие от музыки, которую «театральность» не испортила, игра актёров от этого пострадала: увы, порой героям до конца не веришь. Как бы красочен ни был спектакль, местами я чувствовала себя сторонним наблюдателем…

Но, несмотря на это, режиссёру, сценаристам, актёрам, музыкантам, художникам удалось по-своему рассказать историю Ассоль.  Историю любви и веры, историю красивую и счастливую, историю чистую и ясную, такую же, как и сами алые паруса.

Поставь лайк

up
Проголосовали 12 пользователей.
Автор: 

Добавить комментарий

Target Image